Вы здесь

«Северное сияние» с португальским акцентом в Якутске

Текст: Иван БАРКОВ
Фото: Автора

YAKUTIA.INFO. Филармония Якутии начала новый концертный сезон по уже сложившейся традиции открытием международного Арктического музыкального фестиваля «Северное сияние», которое прошло на сцене театра имени Пушкина.

Хоть фестиваль и арктический, но гости-участники приезжают из разных уголков мира. На этот раз концертом – открытием стало выступление португальских музыкантов – гобоиста Тьягу Куимбра и дирижера Жоау Тьягу Сантуша, под управлением которого государственный симфонический оркестр «Симфоника артика» представил сразу несколько произведений, прозвучавших в Якутске впервые. Главным образом это касается исполненной  в программе музыки португальских композиторов, которая для российского слушателя является пока еще терра инкогнита (равно как и для всего мира).

Поэтому концерт по праву можно назвать, по крайней мере, особенным еще и потому, что исполненное Тьягу Куиброй произведение английского композитора Рутлана Баутона «Концерт для гобоя и струнного оркестра №2» является его собственной интерпретацией. И которую, что примечательно, солист впервые представил именно в Якутске.

А для второго отделения дирижер выбрал известную симфонию №9 «Из Нового света» Антонина Дворжака. Таким образом, он, очевидно, подчеркнул блистательное прошлое Португалии как великой морской державы, благодаря которой этот Новый свет и появился на карте мира. 

Рассказывая о португальской музыке, дирижер подчеркивает, что исторически она в ее нынешнем виде начала активно развиваться только к концу 19 века. И все это по той причине, что ранее, в середине 18 века, из-за катастрофического землетрясения погибли сами музыканты, а из-за пожара сгорела библиотека с большей частью наследия португальских композиторов. И только во второй половине 19 века началось настоящее возрождение музыкальной культуры в стране.

Для концерта дирижер выбрал работы двух композиторов 20 века - Фернанду Лопиш-Грасу и Афонсу Душ Сантуша, которые, по его мнению, могут довольно хорошо рассказать о музыкальной культуре Португалии. По словам дирижера, для португальской музыки характерна прежде всего довольная четкая форма и структура. Особенно интересна, на его взгляд, личность дирижера и пианиста Фернанду Лопиш-Грасу, творчество которого пришлось на времена фашистского режима, что отразилось как на его судьбе, так и на его музыке.

«Например, говорят, что фаду (В переводе с португальского  «судьба». Фаду – это трагическая музыка и танец. - прим. авт.) – это настоящая португальская музыка. Но этот композитор не был вполне согласен с этим клише,  поскольку фаду – это довольно грустная музыка, а португальский народ скорее веселый и поэтому она не совсем верно характеризует народный дух. Поэтому он стал искать истоки народной культуры в деревне и на заводах, где простые люди пели народные песни во время работы. Как раз эти народные элементы и нашли свое отражение в его симфонической музыке», - рассказывает о композиторе Жоау Тьягу Сантуш.

Сейчас,по его словам, музыка в Португалии активно развивается, появляются молодые талантливые композиторы, выступающие в разных странах мира и, тем самым, распространяющие музыкальную культуру страны.

«Музыка из Португалии не так известна, как наши футболисты и портвейн, но в последнее время эта ситуация меняется. А благодаря фестивалю «Северное сияние» мы можем познакомить с португальской музыкой и слушателей в Якутии».

Фестиваль «Северное сияние» будет проходить на протяжении всего октября и завершится 1 ноября большим концертом оркестра «Симфоника артика» под управлением его главного дирижера Фабио Мастранджело.

 

Русский