Вы здесь

Большая опера и высокий симфонизм: в Якутске открылся фестиваль «Северное сияние»

Самый ожидаемый концерт начала сезона 2015-2016 - подарок Государственной филармонии Якутии им. Г. М. Кривошапко в Международный день музыки был по достоинству оценён якутским слушателем: вчера в нашей столице с грандиозным успехом прошёл концерт-открытие V Международного арктического музыкального фестиваля «Северное сияние» с участием звёзд телепроекта «Большая опера» канала «Россия-Культура» Салтанат Ахметовой (сопрано, победительница 3-го сезона проекта), Алексея Исаева (баритон, занял 2-е место во 2-м сезоне) и симфонического оркестра филармонии «Symphonica ARTica» под управлением главного дирижёра Фабио Мастранжело. Концерт, состоявшийся на сцене Саха Академического театра им. П.А. Ойунского, объединил две богатейшие музыкальные формы - оперу и симфонию.

Необычное построение программы концерта из двух отделений в пользу симфонии в первом отделении и выхода солистов оперы во втором позволило достичь редкого эффекта очень гармоничного соединения двух высоких жанров музыкального искусства в одном концерте. Такое красивое и не случайное равновесие вокальной и инструментальной форм, предложенное и притворённое на сцене главным дирижёром филармонии Фабио Мастранжело, само по себе стало интереснейшим слушательским опытом и, вместе с тем, предвосхитило уникальное разнообразие программы концертов фестиваля «Северное сияние».

В знаменательный год 175-летия со дня рождения Петра Ильича Чайковского симфонический оркестр филармонии «Symphonica ARTica» открыл пятый фестиваль исполнением эпохального сочинения в творчестве великого русского композитора - Симфонии № 4. Написанная в 1877 году, знаменитая четвёртая симфония открыла новый этап в симфонизме Чайковского и развитии жанра в целом. Симфония была написана в тяжёлый период личного кризиса композитора, вызванного неудачным браком, и кризиса общественного – Русско-турецкой войны. Основная мысль, которую доносит композитор в своём сочинении: «Если ты в самом себе не находишь мотивов для радостей, смотри на других людей. Ступай в народ» (из письма Чайковского Надежде фон Мекк) - то есть идея о том, что необходимостью в борьбе человека с фатальными силами судьбы, не позволяющими обрести счастье, становится отречение от личного и потребность в участии в жизни народа.

Симфония – это отражение жизни. Оркестр «Symphonica ARTica» под управлением маэстро Фабио пережил и передал в своей игре сложный спектр чувств и переживаний, заключённый в произведении: признание неизбежной, роковой силы судьбы, смирение и всепоглощающее чувство безнадёги, радость от погружения, ухода от жестокой действительности в дневные грёзы, мечты и воспоминания; скоротечные безотчётливые бессвязные образы, картины народного веселья и не смотря на всё - жизнеутверждающий финал. О нём Чайковский писал: «Есть простые, но сильные радости. Веселись чужим весельем. Жить всё-таки можно».

Во втором отделении зал приветствовал любимых солистов «Большой оперы» Салтанат Ахметову и Алексея Исаева. Публику ожидало выдающееся исполнение знаменитых арий, которые в силу своей исключительной технической сложности редко звучат в Якутске. Алексей Исаев с присущими ему артистизмом и драматической наполненностью исполнил: арию Ренато из оперы «Бал-маскарад», арию Родриго из «Дон Карлос» Джузеппе Верди, каватину Алеко из одноимённой оперы Сергея Рахманинова. Виртуозная техника исполнения и лучезарная харизма Салтанат Ахметовой буквально потрясли слушателей, в её исполнении прозвучали: ария Семирамиды из одноимённой оперы Джоаккино Россини, ария Маргариты (с драгоценностями) из оперы «Фауст» Шарля Гуно, ария Кунигунды из оперетты «Кандид» Леонарда Бернстайна. Вместе солисты составили гармоничный и эмоциональный дуэт Жермона и Виолетты из оперы «Травиата» Верди. Публика настойчиво не желала отпускать Салтанат и Алексея, снова и снова вызывая солистов на поклон. На бис были исполнены ария Роберто из оперы «Иоланта» Петра Чайковского и ария Манон из одноимённой оперы Жюля Массне. В заключение концерта первый заместитель министра культуры и духовного развития РС(Я) Туйаара Пестрякова торжественно вручила солистам Салтанат Ахметовой, Алексею Исаеву и маэстро Фабио Мастранжело дипломы участников V Международного арктического музыкального фестиваля «Северное сияние».

Оркестр филармонии звучал в этот вечер настолько хорошо, насколько это возможно в условиях не соответствующей симфоническому звучанию акустики зала. Филармония своими силами традиционно чутко выстраивает звук оркестра с расчётом слабых сторон акустики той или иной площадки. Отсутствие в Якутске акустического концертного зала для филармонических концертов - огромное препятствие между слушателями и музыкантами. В результате публика, слушая Symphonica ARTica и другие коллективы филармонии, не слышит их по-настоящему – в том качестве, в коем должно. Ощутить разницу можно лишь испытав позитивный опыт на себе, и просто необходимо, чтобы этот опыт появился у якутской публики.

Текст: Аина Ефимова

 

Русский