В Якутске с концертом выступили молодые музыканты из Новосибирска — учащиеся Новосибирской специальной музыкальной школы. Концертную программу разделили на две части: в первой музыканты выступали сольно, во второй — исполнили два струнных квартета.
Первая часть программы оставила небольшие вопросы. С одной стороны выбраны очень яркие миниатюры от скрипичных «Румынских народных танцев» Батрока и «Рондо» Баццини, предполагающих имитацию народного звукоизвлечения до певучего кантиленного виолончельного Адажио Прокофьева из балета «Золушка». Было очень много отдельных удач — огромный ресурс выразительных приемов, от штрихов до динамических трансформаций, есть в багаже у каждого из музыкантов, однако ровнее и увереннее всех прозвучал альт Вероники Ким и виолончель Анатолия Воронцова. Фантастической технической сложности скрипичные сочинения для Рупины Блудой и Олеси Скороход, возможно, были выбраны «навырост» или с прицелом на участие в больших конкурсах, но неточностей в игре было чуть больше, чем столько, чтобы можно было не заметить. Всем струнникам аккомпанировала замечательная пианистка Мария Гражданова, которая к каждому инструменту тонко подбирала баланс звучания, подчеркивающий тембровое сочетание и гармонично довершала ансамбль.
Совершенно покорил публику своей игрой ударник Николай Конаков. Он исполнил «Парафраз на тему тамбурина» Абэ на маримбе и «Блюз для Джилберта» Глентворта на виброфоне, в которых изобразил, пожалуй, примерно все техники звукоизвлечения. Ко всему, само его выступление и выглядело очень эффектно — он то вкрадчиво прислушивался к рождающимся обертонам, то подпрыгивал за инструментом в такт музыке.
Но огромным сюрпризом и настоящей жемчужиной концерта стало второе отделение, когда музыканты исполнили сначала Третий струнный квартет Бетховена, а затем — Восьмой Шостаковича. Феноменальная сыгранность, ансамблевое чутье, умение соблюсти звуковой баланс и не расплескать в этой эквилибристике музыкальное содержание — то, чего не отнять у новосибирского квартета. Они очень погружены в культуру звука, и, с одной стороны, чувствуют эталонное звучание, с другой — как будто не испытывают давления какой-то конкретной исполнительской школы, как это иногда бывает у молодых исполнителей. Их Бетховен звучал классично и стильно. Но главная неожиданность — это совершенно взвешенное, адекватное и серьезное исполнение Восьмого квартета Шостаковича, сложнейшего по содержанию. Сам композитор писал его как итог всего своего творчества, и относился к нему как к собственной эпитафии. В нем очень много цитат из более ранних его сочинений (а еще и из последней симфонии Чайковского), да и в целом весь этот квартет суммирует собой очень много типичных для Шостаковича образов и высказываний. Поначалу за музыкантов было немного страшно, но это чувство исчезло сразу вместе с подготовительной паузой перед игрой, даже в ней была максимальная концентрация. Весь квартет прозвучал удивительно цельно, и вплетенный в него трагизм содержания был произнесен как очень возвышенное умное художественное высказывание, глубоко осознанное и принятое.
Новосибирскому квартету удалось безапелляционно завладеть вниманием слушателей. При исполнении квартетов не осталось и намека на робость перед трудными пассажами и приемами, которая просматривалась в сольных выступлениях (здесь хочется особенно выделить Олесю Скороход, она в этом составе оказалась очень чуткой первой скрипкой) .
Виртуозность, которая в современном контексте воспринимается как залог рыночной успешности исполнителя, далеко не всегда означает умение внутренним музыкально настроенным слухом услышать музыку, представить ее, по написанному тексту воссоздать ее в себе заново. Суметь стать достойным участником сотворчества с композитором — главная миссия исполнителя. И музыканты из Новосибирской специальной музыкальной школы точно это знают.
Александра Дёшина