Вы здесь

Впервые в Якутске выступил Хор Певческой Капеллы Санкт-Петербурга

Так уж повелось, что Филармония Якутии старается радовать своих слушателей настоящим эксклюзивом. На этот раз на фестиваль «Северное Сияние» Филармонии удалось пригласить музыкантов старейшего профессионального музыкального института страны — Капеллы Санкт-Петербурга — ведущего 535-летнюю историю, и якутские слушатели смогли познакомиться с хоровым пением самой высокой культуры. 
 

В первом отделении концерта звучала классическая духовная музыка. Открыл его фрагмент из Третьего Концерта Бортнянского, который на протяжении 30 лет возглавлял Капеллу и эту музыку писал специально для своих певчих. Затем прозвучали сочинения главных композиторов, создававших музыку для церковных служб — от Архангельского и Чеснокова до Рахманинова и Свиридова, сочинение последнего, правда, написано не на канонический церковный текст, и не собственно церковное, а именно духовное, вобравшее в себя традицию русской церковной музыки. Отдельный сюрприз программы — редко исполняемое «Достойно есть» сербского композитора Зорана Мулича, фрагмент литургии Иоанна Златоуста на цыганском языке, расцвеченный традиционным цыганским мелосом, но в совершенно непривычном созерцательно-возвышенном ключе. Вторым отделением хор исполнил целый блок русских народных песен. 

Главное и первое впечатление от хора — это его потрясающее парящее пиано, обладающее невероятной энергетической мощностью. Это невозможно описать в терминах, скажем, физики, потому что, возьмись мы рассуждать с позиций физики, мы оказались бы в полном тупике: как при такой абсолютно глухой акустике Театра оперы и балета без малейшего напряжения, самым легким тихим звуком, не прибегая к использованию звукоусилительной техники, хору удалось заполнить однородным мягким звуком весь зал? Владислав Чернушенко сумел воспитать идеальные уши хористов, настолько монолитно звучал хор, и при этом ни чуть не страдала его мобильность: от динамических нагнетаний и затуханий, до темповых сдвигов, — в любые пограничные моменты хор жил одним движением, не позволяя голосам "торчать" из общей фактуры. 

При этом хор Капеллы — это так называемый хор солистов, где любой из певцов может быть назначен солистом перед выступлением. Так это было и на репетиции перед концертом: Владислав Чернушенко сравнивал, как в конкретных акустических условиях звучит тот или иной голос в солирующей партии, и утвердил некоторых солистов для якутского концерта буквально за час до выступления. Помимо прочего, это говорит о том, насколько глубоко погружен в партитуру каждый участник хора, насколько точно выстроен баланс голосов. 

Все выбранные для концерта сочинения предназначены для хора и солистов, и практически в каждом из них (а это порядка 20 номеров) солировали новые певцы. И всех их объединяет общее качество пения — это несколько "прибранный" звук, совсем не тот, что показывают, оперные солисты, он не противостоит хору, а сочетается с ним на особом уровне понимания, завязанном на собственных внутрихоровых ощущениях, потому этот деликатный звук существует не на фоне хора, а вместе с хором, и в первую очередь это касается духовных сочинений. При этом сами природные тембры солистов обладают очень яркой окраской, что  нисколько не мешает им гармонично сочетаться с другими голосами, благодаря качественной выучке и хоровому чувству локтя. Особенно хочется выделить яркое контральто Дарью Лейбову, исполнившую гениальные запевы в сербской «Достойно есть», полетное сопрано Ольги Ширяевой, парившее в трансцендентной музыке «Любовь святая» Свиридова, Александра Горбатенко, обладающего редкой для теноров свободой голоса и наделившего трагическую, хоть и мажорную песню «Вечерний звон» философской созерцательностью. И, конечно,  нельзя обойти вниманием особую гордость составов Чернушенко — басов-профундо: возвращаясь к вопросам физики, не часто выдается возможность буквально ощутить телом вибрации, создаваемые голосами в экстремально низком регистре.  

Александра Дёшина

Русский