Есть люди, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю человеческих судеб, народов, стран. Таким человеком для нашей республики, несомненно, является Галина Кривошапко — удивительная женщина, посвятившая всю свою жизнь высокой миссии служения музыкальному искусству Якутии.
Ее лицо возвышенно и слегка отстраненно. Его словно не касаются повседневная суета и житейские невзгоды. Она живет в своем измерении, в своей эпохе, которую теоретики якутского музыкального искусства впоследствии, возможно, назовут «эпохой Галины Кривошапко».
Она похожа на большую красивую птицу, волею судеб занесенную в далекий северный край. Каждый взмах ее рук — это отражение движений души, работы ума, помноженных на гулкое биение горячего сердца. Каждая минута, проведенная ею у дирижерского пульта, подобна волшебным мгновениям полета парящей птицы, покоряющей небеса.
Якутский театр. Концерт пианиста В.Каца. 1977 г.
Но начало ее жизненного пути трудно назвать радостным и счастливым. Оно было полно невзгод и лишений. Галина Михайловна родилась в тревожные предреволюционные годы в городе Омске — центре Западной Сибири. Ее отец Михаил Корнеевич был коммунистом-подпольщиком, мать Лукия Ивановна — белошвейкой. Семья имела русские, украинские и польские корни. Отца своего маленькая Галя почти не помнила, так как он погиб, когда ей было всего четыре года. Слабая здоровьем мать работала не покладая рук, чтобы поднять на ноги маленькую дочь. Она не вынесла жизненных невзгод и тяжело заболела. Спустя десять лет, потеряв свою мать, девочка осталась круглой сиротой. Заботы о ребенке взяла на себя ее бабушка — Агафья Тихоновна Степанова. Она была из простой многодетной крестьянской семьи, проживавшей в глухой деревушке Шипицыно Омской губернии. Рано овдовев, Агафья всю свою жизнь проработала на господских кухнях. Галина Михайловна с большой теплотой и любовью вспоминает свою бабушку, которая стала для нее надежной опорой и поддержкой на долгие годы, особенно в отрочестве и молодости — времени столь важном для формирования личности. Юная Галина была не по годам развитым и самостоятельным ребенком. Эти качества характера проявились в интуитивном, но судьбоносном выборе профессии, благодаря которой маленькая девочка Галя стала для нас «той самой Кривошапко».
Тяга к искусству проявилась рано. Первым прикосновением к нему стало выступление на сцене самодеятельного рабочего драмкружка. Хотя ребенку было всего четыре года, но она на всю жизнь запомнила яркое сияние рампы и очарование любительского спектакля.
Другим незабываемым воспоминанием детства стало знакомство с большим черным роялем, стоявшим у соседей по коммунальной квартире. Хозяева иногда пускали малышку к себе и ее приводили в восторг звуки, извлекаемые неумелым нажатием пальчиков на клавиши старинного инструмента. Она любила слушать, как играет на рояле дочь соседей, учившаяся в Петербургской консерватории. Видя, как девочка интересуется музыкой, мать решила отдать ее в музыкальную школу, несмотря на то, что у семьи не было средств на покупку дорогостоящего инструмента. Будущий дирижер ходила заниматься к соседям и знакомым, у которых было фортепиано. За обучение в школе надо было платить. Уже в 12 лет Галина стала самостоятельно зарабатывать себе на хлеб, устроившись аккомпаниатором в детском садике. За это ее кормили обедом и платили три рубля в месяц. В летнее время она подрабатывала иллюстратором «немых» кинофильмов, крутившихся в военном городке.
Училась она легко и с удовольствием. Много читала. Ибсен, Толстой, Метерлинк, Шекспир, Пушкин, Белинский, Гарин-Михайловский — таков перечень авторов, книгами которых она зачитывалась, проводя долгие часы в библиотеке своих соседей по рабочему кварталу, где они тогда проживали. Затем последовали тяжелая травма ноги и смерть матери. Девочка-подросток, вынужденная заботиться о себе сама, рано стала учительствовать. Но верно говорят, что мир не без добрых людей. На протяжении всей жизни Галине Михайловне везло на встречи с душевными, сердечными людьми, которые помогали ей кто чем мог. И эта помощь выражалась скорее не в материальном плане, а во внимании, заботе, участии и неравнодушии к ее судьбе. Общение с медиками, музыкантами, интеллектуалами-представителями сибирской научной интеллигенции много дало девушке для расширения ее кругозора, развития разносторонних интересов. «Меня воспитывали музыка и общество», — скажет позже об этом периоде жизни сама Галина Михайловна.
Имея обширную практику учителя музыки и аккомпаниатора, она поступила в Омский музыкальный техникум и училась по классу фортепиано у профессора А.К.Агте и К.С.Донченко. Будучи студенткой, она выиграла первую премию конкурса техникума на лучшее исполнение произведений П.И.Чайковского. С большим интересом посещала музеи, театры, не пропуская интересные концерты и постановки. Большое впечатление на юную студентку оказали выступления великой певицы А.В.Неждановой, известного дирижера Н.С.Голованова, выдающегося скрипача Д.Ойстраха, певицы Л.Вырлан, хора им. Пятницкого и многих других известных артистов и музыкантов, приезжавших с гастролями в Омск.
Впереди открывались радужные перспективы поступления в консерваторию. Но медицинские светила выносят девушке суровый приговор — прогрессирующий туберкулез. Наследственная болезнь, погубившая мать, передалась и дочери. Болея, нужно было находить силы на учебу и работу. Стипендии хронически не хватало. Галина продолжала работать аккомпаниатором в клубе «Железнодорожник». При ее участии состоялась постановка силами самодеятельных артистов оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин». Певцы-медики, с которыми она разучивала партии, исполнили на сцене Дома Ученых оперу Н.А.Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери», II акт оперы «Травиата» Дж. Верди.
После окончания музыкального техникума Галина Кривошапко поступает в Уральскую консерваторию — в класс пианиста, профессора С.С.Бендицкого. Но коварная болезнь дает о себе знать. Состояние ухудшается. Новоиспеченная студентка вынуждена взять отпуск и начать серьезно лечиться. Встретив в одной из лечебниц хирурга В.И.Симкина, Галина вышла за него замуж. Компетентные доктора советовали сменить климат, уехать в экологически чистую природную зону со свежим целебным воздухом. Молодая семья круто меняет свою жизнь, решив уехать в Якутск. 21 февраля 1941 года Галина Михайловна впервые ступила на якутскую землю, еще не ведая о том, что она свяжет с ней творческую судьбу и свою долгую, насыщенную яркими событиями, жизнь. Молодая женщина надеялась поправить свое здоровье, вернуться домой и продолжить учебу в консерватории. Но жизнь все расставляет по местам. Умирает муж. Начинается война. Излечившаяся от тяжелого недуга пианистка начинает работать концертмейстером Якутского радиокомитета.
Время тогда было тяжелое, голодное. Шли суровые военные годы с нехваткой еды, хлебными карточками. Позже Галина Михайловна так будет описывать первые военные годы, проведенные ею в Якутске: «Была введена карточная система с минимальной выдачей хлеба и продуктов первой необходимости, в целом — всеобщее недоедание, донашивание довоенной одежды, и что поразительно — никаких жалоб на условия существования, наоборот — полное единение мыслей, чувств, понимание трагических событий, отдавали последние годные теплые вещи и высылали на фронт, отдавали последние деньги, переводили их на покупку танков». Зато было много, много работы. Работали честно, искренне, от души, с горением и большой самоотдачей. Музыканты, приезжавшие в Якутию из центральных городов Советского Союза, способствовали закладыванию фундамента профессионального музыкального искусства северной республики. Его главными форпостами в ту пору были Радиокомитет и Музыкально-драматический театр. С этими двумя крупными коллективами навсегда связана творческая жизнь Г.М.Кривошапко. Позже она с гордостью скажет: «В моей трудовой книжке за 60 лет трудовой деятельности стоят только две записи — работа в Радиокомитете и работа в Музыкальном театре».
Приезжая пианистка, ответственно относившаяся к своим обязанностям, в скором времени стала незаменимым человеком в большом и слаженном творческом коллективе певцов, артистов, музыкантов, дикторов, техников, редакторов. Ей поручали хормейстерские обязанности, редакторскую работу, а также организацию музыкального вещания. С 1946 года Галина Кривошапко становится художественным руководителем и главным редактором музыкального вещания Якутского радиокомитета. Волею счастливого случая — помните известное высказывание о том, что каждая случайность есть непознанная закономерность? — она становится к дирижерскому пульту, заменив отсутствующего дирижера. Обширная исполнительская практика, артистическая воля, организаторские способности помогают молодому музыканту взять на себя новый круг обязанностей. В 1949 году под ее руководством к 150-летию А.С.Пушкина состоялась премьера концертного исполнения оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин» на якутском языке, а в 1952 году — осуществлена первая сценическая постановка оперы С.В.Рахманинова «Алеко» на русском и якутском языках. Надо ли говорить о большом просветительском и культурном значении приобщения якутян к классическому наследию великих русских композиторов!
Успешное начало вдохновило молодого дирижера и в 1950 году она решилась взяться за постановку первой национальной оперы «Ньургун Боотур» М.Н.Жиркова и Г.Н.Литинского, написанной по мотивам якутского эпоса олонхо. (В 1955 году этот спектакль шел с участием молодых артистов драмы — выпускников театрального училища им. Щепкина). И тогда, и сейчас, спустя более чем полвека, Галина Михайловна твердо убеждена в том, что репертуар исполнительского коллектива национальной республики должен пополняться, прежде всего, национальными произведениями, пропагандировать самобытную культуру коренных народов.
Начало 50-х годов. У Радиостудии во время перерыва между репетициями: Галина Кривошапко, певица Галина Дасевич, солист-тенор и муз. ред. В.Сидоров и Феврония Баишева.
После успешной премьеры Галина Кривошапко едет на курсы повышения квалификации при Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского и одновременно проходит стажировку в Большом театре СССР (1950—1951). Неизгладимое впечатление на нее оказывает общение с выдающимися музыкантами тех лет — дирижерами Н.Головановым, А.Мелик-Пашаевым, Н.Небольсиным, певцами С.Лемешевым, М.Максаковой, В.Давыдовой. В 1955 году Г.М.Кривошапко поступает в Московскую консерваторию на оперно-симфоническое отделение теоретико-композиторского факультета в класс прославленных мастеров советского дирижирования — профессоров Л.М.Гинзбурга и Б.Э.Хайкина. Стремительно развивающееся профессиональное музыкальное искусство автономной республики нуждалось в хороших профессионалах.
В 1957 году в Москве прошла декада якутского искусства. Главным дирижером и музыкальным руководителем декады была назначена Г.М.Кривошапко — тогда еще студентка Московской консерватории. Надо ли говорить о том, какой огромной ответственностью стало решение взяться за столь значительное мероприятие — впервые представить культуру и искусство целой республики и населяющих ее народов на всесоюзном и всероссийском уровнях! В заключительных днях декады Галина Михайловна дирижировала прославленным коллективом — оркестром Большого театра СССР.
В Брюсселе, на Всемирной выставке. Советский павильон. 1958 г.
После успешного окончания в 1959 году Московской консерватории Галина Кривошапко возвращается в Якутию. На ее второй родине, без которой она уже не мыслит своего существования, счастливо сложилась ее семейная жизнь с Захаром Тюнгюрядовым — образованным, интеллигентным человеком, известным общественным деятелем в области национальной культуры, а также творческая судьба северной музы, освятившей основополагающие, эпохальные события музыкального искусства Якутии.
1948 или 49 год. Концерт хора и оркестра Радиокомитета.
Москва, Колонный зал Дома Союзов. 1957 г.
Слева направо: директор ЯМДТ З.Т.Тюнгюрядов, художник А.Н.Осипов, министр просвещения З.П.Саввин, писатель Ф.Н.Таурин.
Начало 60-х годов. Отдых на Чочур-Муране. Слева направо: А.Лукина (жена Г.Комракова), Г.Кривошапко, З.Тюнгюрядов, композитор Г.Комраков.
С 1959 года новый этап ее профессиональной деятельности был связан с Якутским музыкальным театром. Работать в театре было, конечно, очень интересно, но и трудно. Вспоминает Галина Михайловна: «Все понимали, что создаем музыкальный театр, тот, о котором мечтал и хотел претворить свою мечту в жизнь М.Н.Жирков. То положение дел в театре, которое я застала, хорошим назвать было нельзя. Солистов было очень мало, и соотношение голосов не соответствовало репертуару. На восемь сопрано было одно меццо. Не хватало ведущих солистов-мужчин. Оркестр был также неукомплектован. Директором тогда был И.А.Бочкарев, очень толковый человек, помогал как мог. Приходилось думать о том, где искать голоса. Так появились солисты Юлия Папахристо, Анатолий Соколовский. Алексея Таразанова из Ленинграда «привезла» А.И.Егорова. При мне появились и первые якутские музыканты, в том числе кларнетист Егор Слепцов, тромбонист Николай Павлов».
Г.М.Кривошапко была одним из основоположников классического и национального репертуара молодого театра. Под ее началом были поставлены четыре оперы, две оперетты, пять балетов, две кантаты, два вечера балета, три музыкальные драмы. Она руководила историческими постановками первых якутских опер «Ньургун Боотур» М.Н.Жиркова и Г.Н.Литинского, «Лоокут и Ньургусун» Г.А.Григоряна, якутских балетов «Полевой цветок» М.Н.Жиркова и Г.Н.Литинского, «Радость Алтана» Г.Н.Литинского, «Чурумчуку» Ж.А.Батуева, первой якутской оперетты «Цветок Севера» и первой оратории «Якутская праздничная» Г.А.Григоряна, а также других произведений якутских композиторов. Она стала инициатором постановок русских и европейских опер, балетов, таких как «Евгений Онегин», «Лебединое озеро» П.И.Чайковского, «Алеко» С.В.Рахманинова, «Вальпургиева ночь» Ш.Гуно, «Аршин Мал-Алан» У.Гаджибекова.
С 1965 года Галина Михайловна становится за пульт симфонического оркестра Якутского радиокомитета, взяв на себя функции его бессменного главного дирижера и художественного руководителя. Умение работать с симфоническим оркестром — это особое искусство, требующее полного самопожертвования и самоотдачи. Для того, чтобы стать дирижером большого симфонического коллектива надо, помимо прекрасной музыкальной эрудированности, высокого интеллекта и безусловной талантливости обладать также и волевыми качествами сильной личности, задатками лидера с неотразимой силой внушения. Дирижер подобен пианисту, но только вместо клавиш перед ним находятся живые люди с их мыслями, чувствами, собственным пониманием действительности. Каждому из большого числа музыкантов необходимо внушить свое видение трактовки музыкального произведения, зажечь в них творческий огонь, воодушевить и повести за собой. Молодому коллективу надо было найти свой исполнительский стиль, свое репертуарное лицо. В этом проявляется профессионализм дирижера — в умении выбрать из массы самой разнообразной музыкальной литературы те произведения, которые лучше всего смогут выявить индивидуальный облик оркестра, в то же время способствуя его развитию и росту инструментального исполнительства.
На днях литературы и искусства в г.Ульяновске. 1972 г.
Передо мной лежит объемная, сплошь исписанная четким, каллиграфически ровным почерком Галины Михайловны, «Репертуарная книга оркестра». Простое перечисление содержимого ее страниц уже само по себе явилось бы поводом для написания отдельной статьи, поэтому мы приведем лишь некоторую часть произведений, исполненных оркестром в период с 1966 по 1997 годы. Из классического репертуара следует назвать все симфонии В.А.Моцарта (беспрецедентная для любого симфонического коллектива акция), восемь симфоний Л.Бетховена, «Прощальную», «Охоту» и двенадцать «Лондонских» симфоний Й.Гайдна, «Неоконченную» и «Трагическую» симфонии Ф.Шуберта, «Итальянскую» и «Шотландскую» симфонии Мендельсона, все симфонии П.Чайковского, «Богатырскую» симфонию А.Бородина, «Шехерезаду» Н.Римского-Корсакова, первую симфонию И.Брамса, первую симфонию В.Калинникова, «Классическую» и Седьмую симфонии С.Прокофьева, «Из Нового Света» А.Дворжака, Пятую, Девятую и Одиннадцатую симфонии Д.Шостаковича, «Камаринскую» и «Вальс-Фантазию» М.И.Глинки, «Торжественную увертюру» И.Глазунова, «Испанское каприччио» Н.Римского-Корсакова, Первую, Вторую сюиты «Пер Гюнт» и Симфонические танцы Э.Грига, Первую и вторую сюиты «Арлезианка» Ж.Бизе, симфоническую поэму Джинны С.Франка, «Франческа да Римини» и «Итальянское каприччио» П.Чайковского, «Восемь русских народных песен» А.Лядова, симфоническую поэму «Влтава» Б.Сметаны, увертюру к опере Дм. Кабалевского «Кола Брюньон», увертюру К.-М.Вебера к опере «Оберон», «Венгерские танцы» И.Брамса, «Венгерские мелодии» Б.Бартока, вальсы И.Штрауса и другие произведения.
Италия. 1958 г. Советские туристы. Слева З.Т.Тюнгюрядов, справа — министр культуры ЯАССР Г.В.Попов.
Кажущаяся легкость исполнения столь объемного, разностилевого репертуара достигалась ежедневным кропотливым трудом. Перед тем, как приступить к работе с музыкантами, дирижеру требуется скрупулезно, такт за тактом, проанализировать партитуру избранного произведения, знать каждую ноту в партиях всех музыкантов, обладать глубоким знанием, владением и внутренним слышанием нотного текста. После создания и осознания собственной версии прочтения музыкального произведения наступает ответственный период передачи замысла артистам оркестра. Так начинается трудоемкий и кропотливый репетиционный этап, во время которого усваивание деталей сводится к единому знаменателю — ощущению единого, крепко спаянного целого. Во время репетиций необходимо достичь равновесия как внутри каждой оркестровой группы, так и между ними. Важны культура ансамбля, гармоничность, слаженность звучания, понимание каждым музыкантом своей конкретной творческой задачи на фоне масштабного полотна воплощаемого симфонического произведения. Звучание инструментов оркестра подобно краскам на многоцветной картине художника, которые по мановению волшебной палочки должны слиться воедино и засиять ярким блеском, неповторимым своеобразием.
1976 г. На репетиции с симфоническим оркестром Иркутской филармонии. Г.Кривошапко учит солистов-тромбонистов характерно играть якутский «дьиэрэтии» в «Ритуальном танце шамана» З. Степанова.
Концерт в Якутском Ботаническом саду.
Рядом — звукорежиссер НВК З.М.Данилова. 1996 г.
Вокруг симфонического оркестра Якутского радиокомитета, ставшего своеобразным эпицентром якутской музыки, стали концентрироваться ведущие солисты республики. Среди них пианисты — заслуженные артисты Республики Саха (Якутия) А.Решетникова, М.Слепцов, Ю.Упхолова, а также Л.Окоемова, В. и А.Кац, Б.Якобсон, Н.Семеняга, Т.Артемьева, скрипачи — заслуженные артисты Республики Саха (Якутия) И.Литвинов, Л.Габышева, их коллеги Т.Асеева, О.Колесова, флейтист Д.Тарбаев, заслуженная артистка Республики Саха (Якутия) арфистка Г.Окоемова и многие другие музыканты, в сотрудничестве с которыми был освоен большой репертуар для фортепиано, скрипки, альта, виолончели, арфы, валторны, голоса с оркестром. Среди них концерты Ф.Генделя, А.Вивальди, Й.Гайдна, В.А.Моцарта, Л.Бетховена, Ф.Листа, Ф.Шопена, Ф.Шумана, Ф.Мендельсона, Э.Грига, С.Франка, Й.Брамса, Ш.Лало, П.Сарасате, К.Сен-Санса, А.Дворжака, М.Равеля, П.Чайковского, С.Рахманинова, А.Скрябина, А.Аренского, Р.Глиэра.
Г.М.Кривошапко умеет «приспосабливаться» к артистическим индивидуальностям солистов, гибко усваивая их исполнительский характер. Диалогичность их сотрудничества проявлялась в работе над тем или иным произведением, где каждый мог вносить в его трактовку свои дополнения. Так рождался союз единомышленников, где музыканты — от учеников музыкальных школ до маститых маэстро — знали конкретные творческие задачи и свою роль в общем унисоне звучания, постигая при этом диалектику коллективного музицирования.
Помимо регулярной работы на Якутском радио и телевидении, проведения фондовых записей, выступлений в открытом эфире оркестр вел активную концертную деятельность, выезжая с авторскими вечерами на различные площадки города и районы Якутии.
Почти половина из сыгранной оркестром музыки значилась в афишах концертов под ремаркой «Исполняется впервые в Якутии». Тогда многое делалось с этими титрами — столь свежи и новы были для наших слушателей произведения эпохи барокко, венских классиков, композиторов-романтиков, русских авторов, советских композиторов, композиторов братских республик — Тувы, Киргизии, Узбекистана, Бурятии и городов Сибирского региона — Иркутска, Новосибирска, Красноярска. Концерты симфонического оркестра пользовались у публики большой популярностью. Слушатели приходили на эти концерты, чтобы послушать исполнение прекрасной, интересной музыки, обогатиться впечатлениями, раскрыть тайники своей души. «Пройдя длинный-длинный путь в музыке, — говорит об этом Галина Михайловна, — я продолжаю утверждать, что самое скромное живое исполнение того или иного произведения способно тронуть, дойти до глубины эмоциональных чувств человека более чем самые совершенные механические записи, которыми можно восхищаться, может быть и наслаждаться, но душевно тронуть они бессильны, потому что, демонстрируя технические достижения, они мертвы».
В каждую программу симфонических концертов, составлявшихся тщательно, обдуманно и с большим вкусом, включались произведения якутских композиторов.
Именно Галине Михайловне Кривошапко принадлежит почетное право первой интерпретации практически всех симфонических и кантатно-ораториальных произведений якутских композиторов, открытия и познания их авторских «вселенных». Среди них сюита из балета М.Н.Жиркова, Г.Н.Литинского «Красный платочек»; рапсодия «Ысыах» Г.Н.Литинского; сюита на якутские темы Г.Гамбурга; сюита «Северные охотники», фантазия на якутские темы для фортепиано с оркестром, «Симфониетта на якутские темы» Н.Бажова; «Импровизация и якутский танец», симфоническая сюита «Якутские эскизы», сюита из балета «Камень счастья», концерт для скрипки с оркестром Г.А.Григоряна; «Из якутских легенд», «Абакаяда» Н.Пейко; «Торжественная увертюра», симфония «Священный Ильмень», «Торжественный марш», «Якутский победный марш», симфония «Свет над Якутией», симфоническая сюита «Цвети родной, алмазный край» Д.Салиман-Владимирова; «Сюита на темы олонхо», торжественная увертюра «Праздник», симфоническая сказка «Чурумчуку» Р.Ромм; «Концертино на якутские темы» для фортепиано с оркестром, «Якутский альбом» для струнного оркестра Л.Вишкарева; симфоническая поэма «Сказание о крае студеном» А.Мазаева; сцена из балета «Орлы летят на Север», концерт для фортепиано с оркестром, симфония до-минор Г.Комракова; концертные пьесы А.Клюка; симфоническая сюита «Песни Якутии», марш «Якутия», концертная пьеса для флейты с оркестром Ж.Батуева; сюита из балета «Кюн Куо», оратории «Солнечная Лена» и «Память», «Молодежная увертюра», концерт для фортепиано с оркестром В.Каца; оратория «Огни седого Вилюя», пьеса для хомуса и симфонического оркестра, «Приветственная увертюра» Н.Берестова; оратория «Славься, страна олонхо!», кантата «Встреча с Ойунским», увертюра «Радость», симфоническая поэма «Зов солнца», симфонические пьесы «Танцы народов Севера», «Сказка старика», «Картинка прошлого» З.Степанова; вокально-симфоническая поэма «Манчаары», ода-кантата П.А.Ойунскому, поэма-тойук и увертюра «Єркєн» В.Ксенофонтова; увертюра «Пробуждение», симфоническая поэма «Туймаада» А.Созонова, «Серенада Севера» А.Самойлова, поэма «Ойуун», «Тойук и дэгэрэн» для скрипки с оркестром К.Герасимова, симфоническая поэма «Предание», кантата «Ледовое море» П.Ивановой.
На концерте пианистки Г. Упхоловой.
На съезде композиторов РСФСР.
Симфонический оркестр под управлением Г.М.Кривошапко стал своеобразной творческой лабораторией якутских композиторов, где они могли воплотить свои самые смелые идеи и замыслы. Давать жизнь новым сочинениям, раскрывать их красоту, своеобразие и подлинную ценность Галина Михайловна считает своим святым долгом и почетной обязанностью. Ее исполнение отличает вдумчивое отношение к авторскому тексту, умение наиболее полно воплотить изначальный замысел композиторов, привнося в него элементы собственного прочтения, насыщая образным мышлением и глубокой продуманностью трактовки. Подчас именно она раскрывала подлинную сущность тех или иных произведений, интуитивно заложенную в них творцами. Их музыка звучала как в родной республике — на пленумах и съездах Союза композиторов Якутии, Днях русской (1964, 1975, 1985) и казахской литератур, Днях искусств Монголии, фестивалях «Северное сияние», «Музыка олонхо», по радио, телевидению, так и за ее пределами — на Днях литературы и искусства ЯАССР в Москве (1957, 1972, 1982), Ульяновской области (1982), Башкирской АССР (1972). Выступления Галины Михайловны с оркестром Большого театра СССР и Академическим оркестром Ленинградской филармонии, исполнившими лучшие произведения якутских композиторов, вошли в золотой фонд Всесоюзного радио. Таким образом, тридцать лет существования симфонического оркестра республики способствовали становлению и успешному развитию национальной композитосркой школы, расцвету якутского симфонизма.
Урок с будущим дирижером Максимом Аммосовым.
Зная мировое музыкальное наследие и национальную музыку не по наслышке, а, как говорится, «такт за тактом», «нота за нотой», имея их «в руках», Г.М.Кривошапко стала неутомимым пропагандистом русской, европейской классической музыки, произведений якутских композиторов. Она совмещает исполнительскую практику с просветительской деятельностью. Будучи прекрасным лектором, Г.М.Кривошапко еще в далекие 50-е годы организовала при Якутском педагогическом институте один из первых в стране «Музыкальных университетов» с циклами бесед «Композиторы-классики» и «Мастера советской песни». Позднее, в 70-е годы, уже в Якутском государственном университете им. М.К.Аммосова заработал «Клуб любителей серьезной музыки». Начав с приобщения студенчества к классической музыкальной культуре, неутомимый дирижер расширила свою аудиторию за счет открытия в 70—90-е годы по линии системы профессионально-технического образования «Университета культуры молодого рабочего» и «Университета культуры молодого воина».
В 90-е годы особой популярностью пользовались бесплатные симфонические концерты для детей и юношества, проводившиеся в Детском культурно-эстетическом центре. Параллельно по радио велась регулярная трансляция выступлений оркестра, сопровождавшаяся содержательными комментариями Галины Михайловны. В 60-е годы на Якутском телевидении была открыта целая серия телевизионных циклов «Музыка в вашем доме», «Что такое симфонический оркестр», «История фортепианного концерта», «Музыкальная культура якутского народа», вызвавшая большой резонанс среди многих поколений якутян.
Творческие ипостаси Галины Михайловны поистине многогранны. Способности дирижера, талантливого руководителя, лектора-просветителя сочетаются в ней с эрудицией музыковеда-теоретика. Г.М.Кривошапко известна как автор рецензий на концерты и театральные постановки, статей о музыкальном искусстве Якутии, по вопросам художественно-эстетического воспитания молодежи, развития музыкальной культуры республики, главным из которых стал фундаментальный труд «Музыкальная культура якутского народа» (1982).
Г.М.Кривошапко явилась инициатором и художественным руководителем первой записи якутского эпоса—олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» — в исполнении народного артиста ЯАССР Г.Колесова на Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия». Это был смелый и эпохальный момент фиксации и популяризации эпического творчества якутского народа на всесоюзном и международном уровнях. Содействуя выявлению и становлению народных талантов, она способствовала формированию нескольких поколений музыкальной интеллигенции, ныне составляющих гордость профессионального искусства республики.
Выдающаяся подвижническая деятельность Галины Михайловны Кривошапко отмечена многими высокими званиями и наградами. Она является заслуженной и народной артисткой Республики Саха (Якутия), заслуженным деятелем искусств и заслуженной артисткой России, лауреатом Государственной премии РС(Я) им. П.А.Ойунского. В 2000 году Фонд развития отечественного музыкального искусства имени П.И.Чайковского за большой вклад в национальную культуру якутского народа и искусство дирижирования присудил ей одну из самых престижных премий страны «Золотой Аполлон». Среди ее лауреатов — широко известные деятели отечественной культуры Ольга Лепешинская, Вероника Дударова, Юрий Григорович, Олег Лундстрем, Никита Богословский, Тихон Хренников и другие.
Находясь на заслуженном отдыхе, Галина Михайловна неустанно делится своими знаниями и опытом, читая курс лекций по национальной музыкальной культуре в Якутском государственном университете, принимает активное участие во всех крупных музыкальных мероприятиях городского и республиканского масштаба, пишет свои «Воспоминания», чтобы донести до молодых сердец сегодняшнего поколения дух и атмосферу тех незабываемых лет.
Текст: Татьяна Владимировна Павлова-Борисова,
музыковед, кандидат искусствоведения.
Фото из архива Г.Кривошапко.
Журнал "Илин" №2 2002