Мир музыки – удивительная штука, в нём нет границ пространства, нет временных рамок, он вращается в своём собственном ритме, подчиняясь законам созидания и увлекая тех, кто действительно стремится стать его частью. Прошедший уик-энд в нашей столице прошёл под звучание свободных ритмов импровизационного жанра - 19 и 20 октября, два дня и два концерта в рамках фестиваля Филармонии Якутии «Северное сияние», воспоминания о которых никогда не померкнут, но будут всегда свежи в памяти. Исполнители из США, Израиля и России - Клив Дуглас (вокал), Тони Романо (гитара), Леонид Сендерский (саксофон), Александр Зингер (барабаны) и Дмитрий Семенищев (контрабас) – люди, для которых бесконечным источником вдохновения является он один – джаз. С самого начала в этих людях поражают их простота и открытость, а когда видишь их на сцене – понимаешь всю глубину их творчества и таланта.
В программе концерта «Земля моего отца» прозвучали композиции с нового альбома Леонида Сендерского и Тони Романо, записанного при участии Клива Дугласа и других известных джазовых исполнителей - авторские сочинения Леонида Сендерского ("Софи", "Фруктовый чай" и др.) и шедевры классики джаза – музыка Дюка Эллингтона ("My Father's Island", "Prelude to a Kiss" и др.) и бессмертная «Georgia on My Mind» из репертуара Рэя Чарльза.
Клив, расскажи о том, как ты пришёл к музыке Дюка Эллингтона?
Клив Дуглас (перевод с англ.): - Я записывал новый диск в 1997 г. и обратился в нём к музыке Дюка Эллингтона. Наверное я сделал это, потому что не хотел записать простой диск джазовой музыки, а хотел сделать нечто особенное – трибьют музыки великого композитора. В то время я работал с Мерсером Эллингтоном - сыном Дюка Эллингтона, в Линкольн-центре. Он дирижировал оркестром Дюка Эллингтона. Я тогда спросил у Мерсера, может ли он разрешить мне записать песню его отца, на что он ответил, что даст мне несколько песен, которые никогда не были записаны и изданы. Я был очень удивлён, потому что на тот момент, если бы Дюк Эллингтон был жив, ему было бы около ста лет, и я был уверен, что вся его музыка была записана. В архивах Смитсоновского музея искусств (Смитсоновский институт) мы нашли песни Дюка Эллингтона, которых, возможно, никто ранее не слышал. Мерсер подарил мне их, и я записал трибьют-альбом «Бульвар Дюка Эллингтона», полностью состоящий из музыки Дюка Эллингтона. Когда я исполняю его песни на своих концертах, публика очень тепло реагирует, люди понимают и любят его музыку.
Наверное, семья сыграла большую роль в становлении тебя, как музыканта? Ведь твоя мама тоже исполняла джаз?
Клив Дуглас: - Моя мама играла на ударных в биг-бэнде (большой джазовый оркестр – прим. автора). Она начала играть на барабанах ещё совсем юной девушкой и продолжала до той поры, когда мне исполнилось четыре года. Поэтому в доме у нас всегда было множество разных барабанов, ударных установок, и через них я впервые начал своё знакомство с музыкой. В детстве я всегда думал, что стану барабанщиком, как моя мама. Но затем в старших классах и в годы учёбы в университете я начал играть фолк на гитаре и петь, но я ведь учился на отделении классического вокала и оперного пения, и так получалось, что днём я пел оперу, а вечером играл фолк в клубах и на университетских вечеринках. Затем был период моего увлечения мюзиклом, и однажды знакомый скрипач из оркестра сказал мне, что у меня хорошо бы получилось исполнять джаз. Он дал мне две песни, чтобы я разучил – это были как раз-таки песни Дюка Эллингтона, которые стали моим первым опытом исполнения джаза. Можно сказать, Дюк Эллингтон открыл для меня новый мир. За что я полюбил джаз, так это за его свободу - в джазе можно импровизировать, и каждое выступление, каждый концерт становится неповторимым.
Какие впечатления остались у вас о приезде в Якутск?
Клив Дуглас: - О Якутск! До приезда сюда мы – я и Тони Романо думали, что попадём в самый холодный город на планете, но это оказалось не так, здесь очень комфортно, мы наслаждаемся свежим воздухом и при этом нам не нужно слишком тепло одеваться. Традиционный обряд благословения и очищения «Алгыс», который мы прошли по приезду – ни с чем не сравнимое духовное переживание. В свое свободное время, мы также посетили Царство вечной мерзлоты, где полюбовались ледяными скульптурами и узнали множество интересных фактов о культуре Якутии. Публика нас очень тепло принимала оба концертных дня. Люди совершенно разных возрастов подходили к нам после концертов, брали автографы, фотографировались. Спасибо филармонии за культурную программу и за заботу о нас. Мы попробовали много национальных блюд – строганину, индигирку, хаан, саламаат, свежую замороженную жеребятину и печень, а ещё борщ и блины с икрой. Воспоминания о нашей поездке в Якутск у меня останутся самые тёплые, и я очень хотел бы снова вернуться сюда!
Тони Романо (перевод с англ.): - Я могу выразить свои впечатления в двух словах – Якутск зажигает! Это был незабываемы опыт, люди у вас потрясающие, красивейшие пейзажи и небо, еда превосходная, мы очень счастливы и, думаю, очень скоро вернёмся обратно! Спасибо, Якутск!
Леонид Сендерский: - Я приезжаю в Якутск уже второй раз (Леонид посещал нашу столицу в марте этого года в совместном проекте с датской джазовой певицей Синнэ Эгг – прим. автора), и город раскрывается для меня всё больше. Эти два дня, проведенные здесь, были поистине сногсшибательные. Мои ожидания полностью оправдались - концерты прошли замечательно, публика очень нас порадовала. Субботний концерт в формате клуба стал для нас чем-то новым, весь концерт снимался на несколько камер, организация была на высоте и культурная программа получилась очень разнообразной. Было удивительно окунуться в жизнь города, узнать о нём больше и, тем самым, узнать лучше и себя, свою реакцию на всё новое. Не могу, также, не сказать, что якутские девушки просто поразили меня своей красотой. Всё это не может не радовать и ещё больше убеждает меня в том, что в Якутск нужно приезжать чаще, я надеюсь, что это удастся.
Дмитрий Семенищев: - Всё было потрясающе, в этот раз мы действительно многое успели сделать, увидеть. Очень много хороших впечатлений. Здесь очень красивые, добрые, отзывчивые люди. Организация просто на высшем уровне. Всё великолепно!
Александр Зингер: - Очень круто вернуться сюда в третий раз (в первый раз Александр приезжал в качестве участника фестиваля «Тонг Джаз» в 2006 г., второй раз в марте этого года в составе Трио Леонида Сендерского в проекте с певицей Синнэ Эгг – прим. автора), потому что здесь чувствуешь действительно настоящие человеческие отношения, т.е. люди реагируют и относятся к нашему творчеству, к той музыке, которую мы играем и любим, настолько искренне, что это передаётся нам и очень дорого для нас. Плюс настоящее северное гостеприимство. Те, кто еще не был в Якутске, обязательно должны здесь побывать и ощутить это тепло. Мы многое ещё не успели увидеть, хочется приехать сюда летом, посетить праздник ысыах.
20 октября КЦ "Сергеляхские огни"
Интересно было бы узнать о том, как сложился ваш творческий тандем.
Леонид Сендерский: - Думаю, что именно я несу ответственность за то, как всё сложилось. Раньше всего мы познакомились с Сашей Зингером - в 2005 году в Америке, когда мы поехали туда по программе Open World. С Димой Семенищевым мы на протяжении нескольких лет играли в Питере, с Тони Романо мы познакомились в 2006 году в Копенгагене, где я учился в консерватории, а Тони приезжал с концертом. Познакомились случайно – в местном джаз-клубе, где проходил джем-сейшн. Тогда я был поражён звучанием его гитары, и я просто подошёл и познакомился с ним. Через несколько лет Тони представилась возможность приехать в Россию. Мы сыграли несколько концертов, поняли, что нам нравится, и как-то раз я предложил найти какого-нибудь интересного певца, чтобы выступать вместе – а Тони мне отвечает, что да, дескать, у меня есть классный певец на примете, мой друг, мы с ним работаем – это и был Клив Дуглас. Уже в скором времени нам удалось организовать гастроли по России – они состоялись в прошлом году. А потом решили записать диск, сначала думали - ну просто встретимся и запишем какой-нибудь диск, но в результате получилось так - однажды Тони мне звонит и говорит, что есть возможность записаться с Рэнди Брекером, а ведь это трубач, звезда первой величины в джазе. В итоге для нас этот диск стал не просто способом зарабатывания денег, а серьезным проектом, в котором мы играем музыку собственного сочинения и работаем с серьезными музыкантами. Мы записывали диск в мае с Рэнди Брекером, Джо Локом и, конечно же, с Кливом Дугласом. Он был выпущен за несколько дней до начала нашего тура по России, и вот с пылу с жару мы его привезли вам. Так и сложилась наша команда. Надеюсь, мы ещё приедем в Россию с новым репертуаром и, возможно, даже с расширенным составом.
Значит диск был впервые презентован именно в России?
Леонид Сендерский: - Да, это так. Официальная презентация намечается весной следующего года в Нью-Йорке. Те концерты, которые мы отыграли в России, то количество видео материала должно нам очень помочь в будущем. Музыканту важно иметь профессиональные съёмки своих концертов, с хорошим звуком. Хочу сказать, что этот тур изначально строился вокруг Якутска, т.е. первый концерт, который был запланирован в туре, это был именно концерт в Якутске. Знаете, я был бы счастлив, если бы ваш город стал для меня, как для музыканта, некой джазовой бухтой, куда я бы мог приезжать с новыми проектами. В этот приезд мы смогли ощутить атмосферу, дух Якутска, культуру народа – современную и коренную, в рамках гастролей это удается крайне редко – остановиться и оглянуться вокруг.
Автор: Аина Ефимова.