20 мая на сцене Детской школы искусств впервые симфонический оркестр Symphonica Artica выступил под управлением нового приглашенного дирижера Филармонии Якутии — Рашида Скуратова. В программе были заявлены две российские премьеры, но слушатели стали свидетелями премьеры, о которой не говорилось в афишах — нового звучания оркестра.
Симфонический оркестр Филармонии сыгрывался три года, и за такое недолгое время музыканты нашли свою исполнительскую органику, выработали крепкое чувство локтя, звучание Symphonica Artica стало узнаваемым. Но минувший концерт стал большим событием и для оркестра, и для постоянных слушателей. С самых первых тактов открывшей концерт «Карелии» Сибелиуса стало ясно, что оркестр под управлением Скуратова звучит по-новому: баланс звука перестроен, струнные стали намного теплее, а блеск меди стал благороднее, тембры всех инструментов оркестра стали сочетаться друг с другом еще мягче, резонировать один в ответ на другой. И даже в сложной акустике зала, не предназначенного для симфонической музыки, звук полетел — законы акустики как будто уступили несгибаемой воле Скуратова. Предельная концентрация внимания со сцены распространилась в зал: звенящая резонирующая тишина пауз, никаких посторонних звуков, весь зал наполнился общей вибрацией.
В концерте прозвучала музыка эпохи романтизма, и его программа показала, какое множество преломлений несет в себе этот стиль: романтизм бывает такой, как в «Карелии» Сибелиуса, светлый и возвышенный, рисующий пейзажи воспеваемого края чудесным звукоподражанием; бывает легкий и наполненный воздухом, изобилующий народными интонациями и уже предвкушающий импрессионизм, как в «Весне» Глазунова. А бывает такой, как пророс в Новом Свете из вывезенных немецких зерен — яркий, с драматичной борьбой контрастных образов и торжеством хэппи-энда, он был представлен в премьерном симфоническом прологе «Франческа да Римини» американского композитора Артура Фута. Завершился концерт российской премьерой очень иконографического романтизма – программной 4-частной симфонией «Фритьоф» Генриха Гофмана (старшего современника Вагнера), очень сюжетной и густо населенной персонажами германской мифологии.
Такое скрупулезно подобранное и на талантливо воплощенное музыкальное повествование встретило заслуженный отклик публики. Сначала были 15-минутные овации (да, в Якутске музыкантов всегда встречают тепло, но здесь так долго не отпускали зрители, кажется, впервые), а за ними впервые в истории Филармонии был исполнен бис (прозвучала 2 часть «Фритьофа»). Этот концерт, конечно, стал вдохновляющим заделом на следующий сезон, в котором, будем надеяться, Рашид Скуратов, сможет подготовить не одну программу с симфоническим оркестром Symphonica Artica.
Александра Дёшина.