Текст: Иван Барков
Фото: Автора
YAKUTIA.INFO. Духовой коллектив Филармонии Якутии «Lena river brass» посвятил полноценную программу джазово-блюзовой музыке, а именно Джорджу Гершвину, приурочив ее к 120-летию со дня рождения этого американского композитора. Программу назвали «Вечер в стиле блюз» по аналогии с "Рапсодией в стиле блюз" Гершвина. На концерте это виртуозное произведение тоже, разумеется, исполнили, где, с великолепной партией фортепиано прекрасно справилась Александра Трофимова. Это была прекрасная возможность оценить исполнение «Рапсодии» целиком, а не только хорошо известной мелодии из нее.
А еще были «Американец в Париже» и очень ритмичная композиция с характерным названием «Я чувствую ритм». Не обошлось и без вокала – Дмитрий Никифоров-Келлер исполнил «Песенку Порги» из самой известной оперы Гершвина «Порги и Бесс». Одним словом, в канун Нового года эта программа прозвучала никак нельзя кстати, хотя, впрочем, и в любое другое время все эти произведения прозвучат не менее замечательно и стоит надеется, что подобный опыт будет ни раз повторен.
Вообще, почти все без исключения произведения для этой программы, как рассказывает руководитель оркестра «Lena river bras» Павел Васьковский, прозвучали впервые и для оркестра, подобный опыт, именно в подготовке такой совсем не академической программы тоже в общем то первый. О том, как шла работа над этой программой и будет ли она иметь некое продолжение рассказывает Павел Васьковский.
- "Все прозвучавшие произведения мы сыграли нашим оркестром впервые, да я думаю, что и в республике их раньше не исполняли. Они все-таки написаны для симфонического оркестра, а мы сделали переложение для духового и постарались сделать это так, что бы вся палитра красок от этого переложения никак не потерялась. Взять, к примеру, «Американца в Париже» - композитор был очарован ритмом этого города и у нас на сцене появился даже клаксон, который мы специально приобрели для этого произведения, правда, велосипедный, конечно. Или «Рапсодия в стиле блюз» - одно из самых известных произведений и существует тоже очень много переложений этой вещи, но мы и здесь тоже вложили много работы для того, чтобы она прозвучала хорошо в исполнении именно нашего оркестра. А если говорит в общем, то мы постарались исполнить и, соответственно, подготовить для программы все наиболее известные произведения Гершвина – то, что как говорится на слуху.
Конечно, играть джаз очень не просто. И если погружаться в него с головой, то потом сложно играть классику. Ведь это и вправду отдельный мир. Переключаться с Чайковского на джаз не всегда легко, но что радует – это уровень наших музыкантов в оркестре, которые, на мой взгляд, с этой задачей справляются. И еще я вижу, что подобные концерты, а такую именно джазовую программу мы представили впервые, нравится исполнять музыкантам. Конечно, в первую очередь, наша Филармония -- это академическое учреждение, но подобные программы все же исполнять нужно и мы обязательно будем это делать. И, кстати, совсем скоро оркестр полностью сформирует группу саксофонов – два альта, тенор, баритон и тенор саксофон и для эстрадно-джазового коллектива мы будем укомплектованы полностью. И поэтому с таким составом будем поднимать и другие произведения. К тому же было заметно, что и публика ждет от нас таких программ.
Существуют некоторые сложности с партитурами произведений. В свободном доступе почти ничего нет. Я, например, сам собирал партитуры еще в студенческие времена. Мы обменивались с другими студентами и до сих пор эти контакты есть. И так происходит до сих пор. Идет обмен. И без личных связей найти хорошую партитуру очень сложно. А покупать или брать в аренду партитуры не всегда получается. Поэтому как раз важно уметь самостоятельно работать – адаптировать, инструментовать, оркестровать именно под тот состав, который у нас есть. И мы всегда это делаем с удовольствием и кажется, что по реакции зала у нас иногда это получается".