Вы здесь

Ежегодный цикл "Встречи с органом" открылся на фестивале "Северное сияние"

V международный арктический фестиваль «Северное сияние» минувшим днём 20 октября представил концерт органной музыки, солистом на котором выступил выдающийся нидерландский органист, клавесинист и исследователь барочной музыки Питер Дирксен.

Когда-то Голландия слыла царицей морей, а нидерландские полифонисты воспитывали вкус композиторов всей Европы. Нидерландская полифоническая школа включала несколько поколений нидерландских композиторов, работавших в разных европейских странах, где были восприняты её традиции, которые вызвали подъём местных полифонических школ. То время прошло, и сейчас, когда мы слушаем любимые классические произведения – мы не задумываемся о том, как много в ней голландского Ренессанса – ведь все профессиональные композиторы Европы учатся на знаменитом строгом стиле, созданном нидерландскими полифонистами.

Питер Дирксен — один из участников знаменитого голландского ансамбля старинной музыки «Combattimento Consort Amsterdam» и камерного ансамбля «La Suave Melodia», член «Нидерландского баховского общества», обладатель высшей голландской награды — музыкальной премии «Edison», доктор искусствоведения, автор книг об «Искусстве фуги» Иоганна Себастьяна Баха, творчестве нидерландского композитора, органиста, клавесиниста и педагога Яна Питерсзона Свелинка, немецкого композитора, органиста и педагога Генриха Шайдеманна.

Питер Дирксен открыл программу одним из самых прекрасных сочинений Баха для клавира - Прелюдией и фугой соль минор. В ней сочетаются едва уловимые переходы от объективной обрисовки поэтического образа к лирике субъективных переживаний, от философски-скорбной сосредоточенности к высокому драматизму. Сложное единство этих мыслей и чувств составляет богатое содержание соль-минорной прелюдии и фуги. Каждая пьеса цикла строится на развитии самостоятельного музыкально-поэтического образа. Их контраст очевиден: ясная, светлая по колориту прелюдия противостоит скорбному раздумью фуги. Далее были исполнены восемь Хоральных прелюдий из цикла «Органная тетрадь» Баха. Форма хоральной прелюдии была очень распространена в творчестве немецких композиторов эпохи Барокко, а расцвет жанра пришёлся на творчество И. С. Баха, написавшего 46 хоральных прелюдий (и одну незаконченную), объединённых в цикл. В продолжение программы прозвучали: сочинение Партия немецко-австрийского композитора Яна Брандтса-Буйса, происходившего из династии немецких органистов и композиторов протестантской музыкальной школы, и произведение голландского композитора, жившего и творившего на рубеже XIX и XX веков, Кристиана Ф. Хендрикса - Токката во французском стиле. Месса «Эти святые Десять Заповедей» из сборника Баха Clavier-Übung III (или Органная месса III) прозвучала в продолжение концерта. Сборник сочинений для органа, написанный в 1736 году, считается самым значительным и обширным произведением Баха для органа, и музыкально одним из наиболее сложных и технически самых требовательных композиций для органа. В завершение концерта Питер Дирксен исполнил Прелюдию, трио и фугу до мажор Баха.

Русский