26 марта в рамках Весенней творческой школы Yakutsk Orchestral Modern School состоялся концерт балалаечника Дмитрия Швецова и пианистки Марьям Черепановой. И этот концерт можно по праву считать срезом всего того, чем, кроме русской народной музыки, живет балалаечное исполнительство сегодня.
Одно существенное дополнение: практически вся программа была выстроена вокруг ансамблевых номеров, где фортепиано было не аккомпанирующим инструментом, а существовало в дуэте с балалайкой. Это определило программное наполнение концерта, избежавшего уклон в сторону русской народной музыки, а исследовавшего сочетание звучания фортепиано и балалайки на поле академической музыки XX века.
Музыканты исполнили две сонаты (№1 и №3) Анатолия Кусякова, советского композитора, посвятившего свое творчество написанию музыки для народных инструментов. Ядро обеих сонат — русские народные мелодии, но разрабатываются они в рамках академической традиции и очень затейливо. Поэтому интересное видоизменение основных тем в разных проведениях, разработка в классическом духе или, например, полное их растворение и перевоплощение в остинатную фигуру, передаваемую от фортепиано к балалайке, как в финале Третьей сонаты, дает музыкантам богатую почву чтобы показать самое разное качество звука. Эти очень стройные по форме сонаты органично вместили в себя предписания для гигантского разнообразия звучания, которое кропотливо и точно передали музыканты.
Продолжили программу «Монологом и Скерцо» Евгения Дербенко, популярного современного российского композитора-народника. Его лаконичный опус не такой академичный, как музыка Кусякова, в нем главное — мелодия, которую очень бережно и певуче во вступлении, а в скерцо — напористо и ярко исполнили музыканты. Следом прозвучала «Токката» Дмитрия Калинина, и эта музыка, в отличие от уже прозвучавшей, с одной стороны оммаж американской джазовой традиции с ее изощренной ритмикой, а с другой — обращение к жанру, созданному для клавира. Удивительно лихо балалайка Дмитрия Швецова притворяется клавишным инструментом, она имитирует молоточковое фортепианное звучание и здорово сливается в этом ключе с тоже в свою очередь утрированно отрывистым, чуть щипковым звучанием рояля Марьям Черепановой, настолько здесь музыканты приспособили звучание своих инструментов, что сблизили их тембральную окраску, такую разную не только по звучанию, но и по самому принципу образования звука.
Далее Дмитрий Швецов сольно исполнил очень красивую интровертную Фантазию на русскую народную тему «Сронила колечко». Также сольно Дмитрий Швецов исполнил Фантазию на тему Николо Паганини собственного сочинения, яркую, очень виртуозную и очень виртуозно, в соответствии с обращением в заглавии Фантазии.
В программе прозвучало еще несколько миниатюр для балалайки и фортепиано: сладостная и раскатистая обработка «Вечернего звона» Евгения Быкова, стремительная и зажигательная пьеса Андрея Бызова на тему еврейской народной песни «Ша, штил», и неудержная «Perpetum mobile» Владимира Зубицкого. Завершило программу чувственное аргентинское танго — «Zita» Астора Пьяццоллы.
В сухом остатке в концерте прозвучало: много академической музыки, обработки народных мелодий и популярных песен, аргентинское танго и джаз, в которых композиторы пытались примирить фортепиано и балалайку не на гармоническом, но на сонорном уровне. И благодаря очень внимательному и чуткому ансамблю Марьям Черепановой и Дмитрия Швецова случилось это интересное путешествие по территориям, где фортепиано и балалайка оказываются родственными инструментами.
Александра Дёшина