Вы здесь

Камерное собрание музыкального юмора: Camerata Yakutsk с заключительным концертом в сезоне

5 июня в рамках цикла концертов «Гармония души», которые проходят в зале Якутской духовной семинарии, с заключительным в этом сезоне концертом выступил камерный ансамбль Camerata Yakutsk. Музыканты снова представили программу из редко исполняемой музыки. Темой, объединившей программу, неожиданно оказался юмор. 
 

В начале программы прозвучало сочинение датского композитора Карла Нильсена. Он знаменит прежде всего как создатель симфоний, к камерному его творчеству исполнители за пределами Дании обращаются несколько реже, поэтому особая удача для слушателей «Камераты» — познакомиться с его замечательной миниатюрой «Серенада». Так вышло, что Серенаду для кларнета, фагота, валторны, виолончели и контрабаса исполнили мужским составом ансамбля (это скорее совпадение, но красивое). «Серенада» (или «Напрасная серенада») полна юмора: по комментарию самого Нильсена в первой части несколько нарочито, как бы напоказ, с оммажем рыцарской традиции, дама приглашается кавалером на балкон. Короткие соло передаются от инструмента к инструменту, преобладание низкого регистра придает важности, наносной помпезности звучанию, но эффекта не имеет — дама не снисходит. Затем звучит вторая часть с фанфарными интонациями, но они уже не такие проворные, а более лиричные, но и это не имеет эффекта — дама непреклонна. Впрочем, хоть ее и не так долго упрашивали, а наскучить музыкантом это успело порядком: они с шутливым легким маршем удаляются от ее окна, совсем не опечаленные, а, скорее, предвкушающие новое приключение. Этой яркой, не перегруженной, понятной и совершенно очаровательной миниатюрой открылся концерт. 
 

Продолжил его легкий и искрящийся опус Россини — сонату для виолончели и контрабаса из цикла «6 сонат для струнных» исполнили руководитель «Камераты» Дмитрий Рогов и молодой виолончелист, выпускник Высшей школы музыки Анатолий Сажин. Россини все писал быстро, и весь этот цикл был написан им всего за 3 дня. Своим светом и экзистенциальной радостью музыка напоминает Гайдна, но легкость разработки, в основе которой скорее импровизация, чем стремление к совершенству классической симметрии, выдает своеволие и уникальное претворенное в музыку чувство юмора Россини. Так из мажорных гамм и арпеджио — основы ежедневных упражнений музыкантов — получилась радостная и выразительная музыка. Сажин и Рогов тоже получали удовольствие от ее исполнения, их игра была похожа на обмен шутками на музыкальном языке.
 

Завершила программу сюита из «Истории солдата» Стравинского. Совсем недавно (28 и 29 мая) на сцене Русского драмтеатра состоялась премьера сценической версии «Солдата», и вот теперь артисты «Камераты» исполнили только музыку к спектаклю. Слушатели смогли убедиться, что от отсутствия вербального текста музыка не проиграла в зрелищности. Через эту музыку действительно удивительным образом можно видеть, ее природа истинно театральна: угловатость, нарочитость, ломаные ритмы и яркие тембральные сопоставления придают ей характер ярморочности и уличного праздника, в котором находится место и сатире и сарказму, но прежде всего — веселью и юмору.

Александра Дёшина

Фото Семен Попов.

Русский