Вы здесь

Концерт "Молодые дирижеры России"

9 апреля во второй раз в Якутии состоялся концерт в рамках проекта «Молодые дирижеры России». Уже знакомые якутской публике Сергей Свиридов, Алексей Кудря и Павел Васьковский дирижировали оркестром Филармонии Якутии Symphonica Artica. В концерте прозвучали сочинения русских композиторов — Рахманинова, Стравинского и Шостаковича. 

Открыл концерт блок сочинений Рахманинова — фантазией «Утёс» и оркестровой сюитой из оперы «Алеко» дирижировал Сергей Свиридов. Оба эти произведения Рахманинов написал еще в самом начале своего творческого пути, и в них отчетливо слышна его любовь к русской музыкальной культуре, пульсация среды, из которой Рахманинов родился как композитор.

Роскошь оркестровки, щедрость в использовании риторических повествовательных (насколько это возможно в музыке) приемов в сочетании с удивительным чувством вкуса и умеренности подарили программному содержанию «Утёса» лирико-созерцательное начало. Сергей Свиридов прочувствовал его и сделал ставку на обаяние мелоса Рахманинова и на то, насколько в этом раннем опусе лирическое идет впереди драматического — он очень внимательно проработал фактуру, обволакивающую эти мелодические построения. В сюите «Алеко» контрастные между собой «Пляска женщин» и «Пляска мужчин» и внутри себя построены по принципу контрастности: Сергею Свиридову удалось выпукло подчеркнуть очарование переходных состояний от стремительного неудержимого очень упругого движения к уклончивой грациозности и сдержанности. 

Продолжил концерт Алексей Кудря — он дирижировал сюитой из балета «Жар-птица» Игоря Стравинского. Именно с «Жар-птицы» началась его большая композиторская карьера. В ней слышно, как Стравинский трактует "русское" еще неотрывно от романтической традиции петербургской композиторской школы, однако новаторское обращение с ритмом уже выпирает, как скелет из тела, в котором внезапно развились непредполагавшиеся новые члены.

Алексей Кудря очень не по-балетному трактует сюиту: когда фактура становится прозрачнее, временное ощущение формы будто нарочно сбивается, время как бы расширяется, и звук подвешивается в воздухе и никуда не стремится. Когда вновь возвращаются эпизоды с интенсивным внутренним движением, возникает чувство, что это не здесь и сейчас, а ретроспективное изложение — оттого в интерпретации Кудри «Жар-птица» прозвучала не как звукоизобразительная картина, а как философская притча. 

Завершил программу концерта Павел Васьковский, дирижировавший Девятой симфонией Шостаковича. Эта симфония принадлежит зрелому периоду творчества композитора, и в ней он суммировал уже значительное число своих приемов, многие из которых развились в нем как иммунитет к действиям машины режима, с которой к 1945 году, году написания симфонии, ему пришлось столкнуться ни раз.

Гротескное звучание веселых пританцовывающих мелодий, нарочитая беззаботность и легкость скатываются к финалу в истерию механического повторения неуклюжих тем. Павел Васьковский, дирижируя Девятой симфонией, выбрал экономную стратегию действия: он не расплескивал внимание по всей партитуре, не въедался в каждую букву, а сообщил общий завод музыке и как будто отпустил ее, для того чтобы как внезапными вспышками света фиксировать разницу, что случилось от одного блика до другого. При этой манере музыкальное повествование приобрело некоторую монтажность, позволившую оттенить интенсивную смену событий, происходящих в симфонии. Поэтому в интерпретации Васьковского была особенно подчеркнута ёмкость и концентрированность мысли этой симфонии. 

Александра Дёшина

Русский