15 апреля состоялся ярчайший концерт филармонического сезона этого года. На сцене Культурного центра «Сергеляхские огни» вместе с оркестром Symphonica Artica под управлением Фабио Мастранжело выступил один из главных российских виолончелистов современности — Александр Князев.
Однако начал программу не он. Вечер симфонической музыки открыл оркестр Филармонии Якутии Первой симфонией Брамса. Эта симфония — средоточие композиторского поиска Брамса, он работал над ней почти 15 лет. Язык Первой симфонии — драматичный, но в то же время, очень сосредоточенный и сдержанный. Внимательность и музыкальная деликатность Фабио Мастранжело не позволила звучанию оркестра впасть в опасную экстатичность. Сдержанность и контроль за четкой фразировкой, за проговариванием, мелких деталей — важнейший ключ к исполнению Первой симфонии. В ней, как у классиков, важны не только темы и их развитие, но и мотивные переклички — они соединительная ткань всей симфонии. То, что у музыкантов Symphonica Artica есть уже опыт очень успешных исполнений бетховенских симфоний, несомненно, им помогло: весь принцип развертывания Первой симфонии Брамса основан на глубочайшем знании композитором классических и более ранних музыкальных форм. Именно упругость формы, дозированное и очень меткое использование динамических красок, а также тончайшая проработанность деталей оркестром под управлением Фабио Мастранжело позволило в этом исполнении Симфонии прозвучать полемическому ответу Брамса Вагнеру, говорившему, что после Девятой симфонии Бетховена будущее за музыкальной драмой, а не за инструментальной музыкой.
Главный герой вечера Александр Князев завершил программу концерта. Вместе с симфоническим оркестром Филармонии Якутии он исполнил Виолончельный концерт Дворжака. Этот концерт — жемчужина виолончельной классики. Репертуар крупнейших исполнителей-виолончелистов не обходится без него. Дворжак написал его в последнее десятилетие своей жизни, и в нем можно услышать много знаков стиля композитора, но также и несколько ностальгические народные интонации — музыка Концерта наполнена отсылками к национальной чешской мелодике. Невероятно густым и искусным оркестровым письмом обрамлена партия виолончели. Кажется, все возможные ресурсы виолончельного звукоизвлечения используются в этом Концерте: от страстного соло до нежного лирического пения, от тишайшего флажолетного звучания до надрывных скачковых перемещений, от своеобразной пасторальной грациозности — к эпичности. Александр Князев изобразил сменяющиеся эмоциональные состояния во всем пределе виолончельных динамических возможностей: каждый переход, каждая перекличка с оркестром, тончайшим образом прочувствована. Его широкая палитра технической нюансировки и звуковой детальности, несомненно, обогащена поисками исполнителей второй половины 20 века в области аутентичной манеры игры старинной музыки на старинных инструментах (такого нет в исполнении Концерта, например, Ростроповичем или Жаклин Дю Пре). Яркие страстные моменты, в особенности в первой части, с напряженными аккордовыми последовательностями, с использованием техники двойных нот, исполнены Александром Князевым с некоторой свойственной барокко обрывочностью, не приглаженно и выверенно, а аффектированно и неистово. Бог в деталях или дьявол в деталях — этот лингвистический перевертыш как нельзя лучше характеризует главный интерес в игре Александра Князева: его повествовательная вязь из мельчайших нюансов не отпускает внимание слушателя ни на секунду. Более того, его исполнение создает впечатление очень личного высказывания. В самом финале наступил настоящий апогей проникновенности лиричного звучания виолончели, где на фоне прозрачной фактуры звучит цитата из ранней песни Дворжака «Оставьте меня одну с моими мечтами», посвященной композитором своей возлюбленной из юности, о смерти которой он узнал во время написания Виолончельного концерта.
\
На бис Александр Князев сыграл виртуознейший глиссандирующий Тринадцатый каприс Паганини. Ну а когда в самом финале он исполнил соль-мажорную Прелюдию для виолончели Баха — в очень подвижном темпе и в то же время на широком дыхании — стало совсем очевидно, что замечательная мастеровая виолончель работы Карло Бергонци, собственно, современница Баха, попала в лучшие руки.
Александра Дёшина