Вы здесь

Критерий самый простой - чтобы публике было интересно

21 апреля, в рамках абонемента «Встречи с органом» Филармонии Якутии, состоялся концерт гостей из Санкт-Петербурга, лауреатов международных конкурсов, семейной пары Дины Ихиной и Дениса Маханькова.

Музыканты представили детскую программу «Путешествие с органом по разным странам».

Перемещаясь от композитора к композитору, от эпохи к эпохе музыканты побывали в России, Германии, Италии, Франции, Ирландии, Китае, Великобритании, Норвегии, США и вернулись обратно в Россию.

Открыла концерт «Камаринская» Михаила Глинки. Переложение этого произведения осуществила сама Дина. Музыкальное путешествие продолжилось произведением И.С. Баха – прозвучала знаменитая «Токката ре минор». Далее органисты вместе со слушателями отправились в солнечную Италию, представили, как танцевали старинный танец XVI века «La Romanesca», услышали, как звучал старинный карильон кафедрального собора Суассон во Франции, а также Рондо в кельтском стиле композитора и большого путешественника Ханса-Андре Штамма из Ирландии, побывали в одной из самых чайных стран – Китае.

Музыканты исполнили «Китайский танец» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского – переложение для органа в четыре руки. Слушатели познакомились с одной из главных достопримечательностей Лондона – Вестмистерским дворцом и часами Биг Бен. Циферблат часов выходит на 4 стороны света, а куранты часов играют мелодию, которую исполнила Дина. Заглянули в одну из Норвежских пещер Горного Короля, улетели на американской ракете по местам «Звездных войн» знаменитой киноэпопеи, состоящей из 8 фильмов. Музыку написал Джон Таунер Уильямс, а Маркус Рупрехт сделал переложение для органа на основные музыкальные темы. Затем путешественники вернулись в Россию – в четыре руки музыканты исполнили «Адажио» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского.

После концерта Дина и Денис пригласили всех желающих посмотреть ближе орган, ответили на вопросы и сфотографировались со всеми желающими.

- Уважаемые Дина и Денис, спасибо за замечательный концерт!  Орган – это как большой космический корабль, у него столько регистров, несколько мануалов, нужно одновременно играть руками и ногами, кажется это так сложно… Как долго вы учились?

- Исполнители на любом инструменте, так же, как и врачи, часто сравнивают эти профессии, учатся на протяжении всей своей жизни, с детских лет. Это музыкальная школа, потом -- среднее специальное учебное заведение – колледж, училище, потом консерватория, ну а дальше, у кого аспирантура, магистратура. Кто-то продолжает образование за границей, в частности, органисты часто проходят обучение в Европе. Это длительный процесс. База у всех – это фортепиано. А конкретно по органу – это индивидуальный вопрос, кому как повезло, кто где родился. Я из Саратова и начала обучаться органу в консерватории на третьем курсе. Вообще не могла подумать, что будут когда-нибудь играть на органе, просто в один прекрасный момент прочитала объявление, что производится набор на факультатив органа. Инструмент в Саратовской консерватории установлен в 1985 году, но никто не преподавал, давались только концерты, приезжали органисты. И вот, выучился наш местный специалист, мой первый педагог и, таким образом, она открыла этот класс. Теперь там можно получить специальность по органу. Я влюбилась в орган сразу и поняла, что хочу продолжать и поехала в Петербург получать диплом органиста.

- А каким-нибудь еще инструментом владеете?

Денис:

- Фортепиано, очень активно преподавал, играю на клавесине.

Дина: - Мне посчастливилось на корильоне два года в Петербурге играть. Денис начал немного раньше знакомится с органом.

Денис: Да, мое детство прошло в Калининграде, это мой родной город. В год поступления в консерваторию, я уже занимался на органе. Один из первых преподавателей -- Владимир Викторович Хомяков, народный артист России.

- Дина из Саратова, Денис из Калининграда. Вы познакомились в Санкт-Петербурге?

- Совершенно верно, мы учились у одного преподавателя – заслуженного артиста России Даниэля Зарецкого в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова.

- Сегодня вы представили детскую программу. Сколько у вас программ, рассчитанных на детскую аудиторию?

- Еще есть одна – это «Карнавал животных», но тут мы играем Сен-Санса целиком, его замечательный цикл. Существует очень хорошее переложение для органа. Сам Сен-Санс написал перед каждым произведением четверостишия, с юмором, мы их читаем. Программа рассчитана так же и для взрослых. Мы подбираем видеослайды и, если есть техническая возможность, обязательно их демонстрируем.

- По каким критериям вы составляете детскую программу? Делаете сами переложения?

Дина:

- Обращаемся сначала к существующим, но иногда приходится и самим делать переложения. Я это делаю с удовольствием и мне очень нравится этим заниматься.

Денис:

- Критерии самые простые: чтобы было интересно публике, чтобы внимание переключалось --максимально разнообразную программу. Я не скажу, что какая – то музыка для детей, или не для детей, должно быть ярко и понемногу. А музыка может быть любая, вплоть до экспрессионизма, главное, чтобы было не слишком долго в одном настроении.

В родных городах выступаете?

- Выступаем, слава Богу! Стараемся гастролировать. Сейчас такое время, что никто ничего за тебя не сделает, стремление у нас есть, отклик от концертных организаций тоже есть, есть друзья, коллеги, добрые отношения, взаимопомощь.

Вы проводите благотворительные концерты…

- Совершенно верно. Есть инструменты очень древние, историческими органами принято называть органы, которые построены до Великой Отечественной войны и сохранились на своем месте без изменений, без переноса, это большая ценность, это такой антиквариат в хорошем смысле слова. В России их всего десять, и они далеко не все в хорошем состоянии, находятся в трех точках: в Петербурге, Москве и в Печорах. В Печорах орган интересен любому органисту мира, потому что орган очень самобытный, очень качественно сделан и акустика церкви идеально подходит для органа. И, конечно, для своей родной страны хочется показать качество музыки и концертной жизни. Там мы проводим благотворительные концерты. Спасибо органистам, большинство из них выступает без гонораров, а все средства идут на поддержку этого инструмента. Когда мы с ним познакомились, он был в плачевном состоянии, от силы треть его работала, это был совершенно не концертный уровень и вот, после Якутска мы едем открывать уже 5 сезон! Орган построен в 1928 году и этот сезон посвящен его 90-летию.  Мы очень признательны, что нас пригласили этим заниматься, и что администрация помогает, сми поддерживают, может не скромно звучит, но уже такая всенародная любовь появилась к органу. И даже так курьезно получается, в Печорах мы руководим концертным процессом, но столько желающих сыграть на этом инструменте, что самим вклиниться в концертный сезон становится сложно. Зимой мы выступаем по России пока идет филармонический сезон, а летом очень много работы за границей, иногда выбирать приходится.

В Европе орган, по большей части, расположен не в филармониях, а в церквях, оно и к лучшему –инструменту нужна акустика. Церкви где-то отапливаются, где-то не отапливаются, и все-таки церковь – это своя специфика, когда концерты не под патронажем филармоний проходят, а сами организуют. В скандинавских странах, во Франции – движение в основном, в летний период проходит. С публикой там есть свои сложности, в России интереса к органным концертам больше, потому что есть такой элемент, что орган -- это некая диковинка, иногда слушатель приходит послушать орган, а не исполнителя, и, если ему нравится, то он уже начинает ходить и становится искушенным слушателем.

 

Текст: О. Фоменко

Фото: К. Седалищев

 

Русский