Вы здесь

Первая скрипка

  – Я – Козерог, а его отличают  трудолюбие и упрямство. И оба эти качества помогли мне в жизни и профессии.

Она свободно владеет английским, изучила французский, разговаривает на арабском языке. Еще Ульяна Голикова считает, что ей посчастливилось побывать на другой планете под названием Сирия, она влюбилась в неё, пусть и не сразу, но навсегда. Полюбила древние улочки, по которым ходил апостол Павел, разноцветные запахи восточных пряностей и неповторимый аромат кофе, напиток, который арабы боготворят…  Там все не так: и арабская вязь, что непросто прочесть, и цифры индийские, непохожие на арабские, которыми пользуемся мы. Начиналось все с обычного контракта. Предложение заинтересовало, тем более  что был опыт работы в Хорватии, Турции.  Ехала в Дамаск, имея лишь общие представления о стране. Несколько лет прошли сказочно, тем более что работы был непочатый край, да  и нет уголка на Ближнем Востоке, где  бы ни побывала с  Сирийским национальным симфоническим оркестром.   Даже удостоена специальной награды «За вклад в развитие культуры и искусства Сирийской Арабской республики».  Отъезд из страны был спешным. Война. В аэропорт выезжали  на бронированной посольской машине по дороге, простреливаемой гранатометами, в бронежилетах, с новорожденным сынишкой на руках …

– Тот, кто был в «горячих» точках,  поймет  мое  эмоциональное состояние...

   Когда после Сирии семье Ульяны и Михаила, тоже скрипача – солиста оркестра, предложили Якутию, представляли её по брендам: холод, алмазы... Сомнения закончились как только узнали, что дирижер   оркестра филармонии – Фабио Мастранжело.  Дирижер такого уровня  –  удача!  Мороз, недостаток витаминов, съемная квартира отступили перед интересной творческой работой.

– Родители нам завидуют: с нами работают исполнители с мировыми именами.  Редко даже крупные города этим могут  похвастаться. А какие гастроли! Оркестр филармонии недавно вернулся из Санкт-Петербурга.  Не каждому столичному    музыканту удается сыграть в Мариинке. Мне довелось солировать в  новом  зале театра, исполняли большую программу. Когда зал шикарный, чувствуешь, как формируется звук, улетает в пространство и слышен его отзвук – настолько прекрасная акустика…  От одного этого настроение отличное.  Столько  сил и уверенности прибавляется.

 … Ульяну, солистку ансамблей филармонии Arco ARTico и Camerata Yakutsk,  первую скрипку Симфонического оркестра филармонии, кажется, с пеленок  готовили стать  музыкантом. Мама – пианистка,  папа – валторнист и дирижер. Четырехлетнюю дочку стали  учить играть на фортепиано,  но чуть позже, услышав скрипку, малышка  заявила: «Хочу играть на ней!». Увидев, сколько энергии, труда требует инструмент, младшие братья категорично отказались заниматься  музыкой. Хотя сегодня они великолепно в ней разбираются.

 – В Якутске мы почувствовали: в нас заинтересованы, поддерживают, дают развиваться, вознаграждают за инициативы. Профессионально мне здесь удобно. А семья там, где работа.

– Ваш исполнительский опыт – это  сотрудничество с дирижерами и солистами с мировыми именами. Среди них Эдмон Коломер, Даниель Баринбойм,  Рикардо Мутти, Пласидо Доминго, Кьяра  Банкини. Есть существенные отличия, когда аккомпанируете  известным артистам?

– Музыкант с мировым именем играет  произведение с бОльшими нюансами. Это усложняет, вносит определенные динамические, темповые тонкости.   В этом  и  профессиональный интерес.  А если у мастера вдохновение… Тут надо быть начеку, и первая скрипка должна превратиться в одно большое ухо и тонко чувствовать музыкальный ход, возможно, даже его предугадать. Реакция должна быть молниеносная.

 – Мнение мужа Михаила важно?

– Стараюсь обязательно узнать его оценку, а родителям высылаю видеозаписи. Когда в семье два профессионала: сложно и легко. Всегда поймет нюансы, но и профессиональные споры возникают. Здесь  надо вовремя остановиться или доказать так, чтобы муж принял твою сторону.

  Работа в разных странах  в какой-то степени поменяла  мой менталитет. Я уже допускаю  взгляды, которые раньше казались неприемлемыми. Разные культуры,  люди,  привычки. Этот багаж дает понять:  не  стоит никому ничего  навязывать или учить чему-то. Надо искать точки соприкосновения, те понятия, с которыми точно согласишься.

–  Что вас может расстроить?

– Непонимание. Когда вроде бы все очевидно. Все остальное проще. Знаю, что из любой ситуации найду выход.

 – Как же ваш малыш? За кулисами?

– Ему два с половиной года, так что  большую часть времени  проводит с няней. Музыкой пока не занимается, но буквы учим. А вот старшая дочь – второкурсница Академии имени Шнитке в Москве. Она в хорошем месте и надежных руках.

– Кто-то из артистов сказал, что концерт  заставляет тратить столько энергии, что после него очень хочется плотно поесть…

– Вначале выпить много воды, а потом обязательно поесть. Ведь ешь часа  за два – три до выступления. А во время концерта столько эмоций,  уходит столько сил...

– И при этом вы сохраняете великолепную фигуру.

– Это не моя заслуга, так уж распорядилась природа. Готовлю с удовольствием, но по настроению. Бывает, увидишь какой-то рецепт, загоришься… Многое использую из арабской кухни. В ней пряности сочетаются, а  наша кухня  считает  такое невозможным.  Это заинтересовывает.

– Ульяна, оправдались ли ваши юношеские мечтания?

– Отчасти.  Повзрослев,  понимаешь: солистов в оркестре много быть не может. Ими становятся те, кто имеет внутреннюю смелость, чтобы выйти и доказывать, что достоин быть первым.   В этом  есть  доля авантюризма, смелости, иногда – бесшабашности.  И надо  уметь работать много и без перерыва.

 

Лия САХАУТДИНОВА

специально для еженедельной газеты "Она+"

Русский