Правовые основы профсоюзной деятельности заложены Конституцией РФ, Трудовым Кодексом РФ, Законом РФ "О коллективных договорах и соглашениях" от 11 марта 1992 г. № 2491-1 (в редакции Федерального закона от 24.11.95 № 176-ФЗ), Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ, и другими нормативными правовыми актами.
В Трудовом Кодексе РФ (статья 212) указывается, что работодатель обязан обеспечить беспрепятственный допуск представителей общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В соответствии с Трудовым кодексом РФ (статья 218) в состав комитета (комиссии) по охране труда входят представители профсоюзов или иного уполномоченного работниками представительного органа. В состав комиссии по расследованию несчастных случаев на производстве также включаются представители профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа.
Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" наделяет профсоюзы полномочиями представлять и защищать права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а также коллективные права и интересы всех работников независимо от их членства в профсоюзах, если профсоюзы наделены такими полномочиями в установленном порядке. Это право профсоюзов подтверждено Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях" (в редакции Федерального закона от 24.11.95 № 176-ФЗ).
Эти законы устанавливают право профсоюзов, их объединений, первичных профсоюзных организаций и их органов на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников.
Эти важные правовые нормы, как правило, отражены в уставах профсоюзов и положениях о первичных профсоюзных организациях. Тем самым предотвращены конфликты в части правомочности профсоюзов представлять и защищать интересы работников независимо от их членства в профсоюзах.
Закон о коллективных договорах и соглашениях предоставляет право на ведение коллективных переговоров и иным уполномоченным работниками представительным органам, при этом профсоюзы имеют право выступать с инициативой о начале коллективных переговоров.
Профсоюзы наделены правом осуществлять контроль за выполнением коллективных договоров или соглашений.
Статья 14 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" дает профсоюзам право участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров. Они могут участвовать в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, с изменением условий труда, невыполнением обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда.
К сфере охраны труда относятся трудовые споры по вопросам условий труда, предоставления льгот и компенсаций за работу во вредных и тяжелых условиях труда, обеспечения средствами индивидуальной защиты и другим вопросам, включенным в коллективный договор. В случае возникновения коллективного трудового спора профсоюзы могут выступать в качестве представителей работников и защищать их права, вырабатывать требования работников, предъявлять их работодателю, участвовать в рассмотрении требований.
Профсоюзный комитет имеет право по просьбе члена профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе обращаться для защиты трудовых прав работников в органы, рассматривающие индивидуальные трудовые споры (разногласия между работником и работодателем по вопросам применения законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда и условий трудового договора). Здесь рассматриваются такие вопросы как возмещение вреда в связи с производственной травмой и профессиональным заболеванием, изменение условия труда, несоблюдение требований охраны труда на рабочем месте и т.д.
При разрешении индивидуальных трудовых споров права профсоюза отражены в статьях 384, 385, 387, 391 Трудового Кодекса РФ. Так, при образовании комиссии по трудовым спорам представители работников могут делегироваться представительным органами работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников.
Принятие в декабре 1993 г. новой Конституции РФ лишило профсоюзы права законодательной инициативы, однако в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" они сохранили возможность участвовать в законотворческой и нормотворческой работе в социально-трудовой сфере. Профсоюзы могут подготавливать предложения в проекты законодательных и иных нормативных правовых актов, участвовать в предварительных консультациях» экспертизе проектов законов и других нормативных правовых актов и их согласовании.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюзам предоставлено право участвовать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и окружающей природной среды, а также в разработке нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профессиональных заболеваний и экологической безопасности.
Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" Трудовой кодекс РФ утверждают право профессиональных союзов осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда.
Для осуществления контрольных функций профсоюзы правомочны создавать свои инспекции (правовую и техническую). Эти законы предоставляют определенные полномочия членам профсоюзных органов предприятий и вышестоящих профсоюзных органов, а также другим правомочным представителям этих органов. При осуществлении контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда они имеют право посещать и осматривать организации любых организационно-правовых форм и форм собственности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза, требовать и получать от руководителей и иных должностных лиц предприятия, учреждения, организации соответствующие документы, сведения и объяснения, информацию о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех подлежащих регистрации несчастных случаях на производстве.
Право на информацию является одним из важнейших прав профсоюзов. Статья 17 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" гласит, что профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам.
Профсоюзные органы имеют право обсуждать полученную информацию с приглашением представителей работодателей, их объединений, органов управления организацией, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
На основании Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюзные органы в организациях, профсоюзные инспекторы по охране труда вправе потребовать от работодателя немедленного устранения нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, и одновременно обратиться в Федеральную инспекцию труда для принятия неотложных мер. Основы законодательства Российской Федерации об охране труда уточняют, что представления профсоюзных органов об устранении выявленных нарушений являются для работодателя обязательными к рассмотрению.
При невыполнении требований по устранению нарушений, особенно в случаях проявления непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, профсоюзные органы, профсоюзные инспекторы по охране труда вправе требовать от работодателя, органа управления организацией, должностного лица приостановления работ впредь до принятия окончательного решения Федеральной инспекцией труда. Работодатель, должностное лицо обязан незамедлительно выполнить такое требование.
Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении требований законодательных и иных Нормативных правовых актов по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве. Эти организации обязаны в месячный срок сообщить профсоюзному органу о принятых мерах.
Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" предоставляет профсоюзам полномочия участвовать в экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах, а также в экспертизе безопасности проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов.
Представители профсоюзов имеют право участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве и проводить их самостоятельное расследование.
Права профсоюзов в области охраны труда:
- объединение граждан в профессиональные союзы;
- содействие со стороны государственных органов организаций в деятельности профсоюзов;
- представлять интересы членов профсоюза по вопросам труда и другим социально-экономическим вопросам;
- ведение коллективных переговоров и заключения соглашения или коллективного договора от имени всех работников. Право выступать с инициативой о начале коллективных переговоров;
- контролировать выполнение требований колдоговоров и соглашений;
- участие в урегулировании трудовых споров;
- осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и об охране труда;
- создавать свои инспекции для осуществления контрольных функций;
- осуществлять общественный контроль за обеспечением социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- создавать совместные комитеты (комиссии) по охране труда, в которые на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов;
- участвовать в законотворческой и нормотворческой работе в области охраны труда;
- принимать участие в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и экологии;
- посещать и осматривать цеха, отделы, мастерские и другие места работы на предприятии, в учреждении, организации, где работают члены этого профсоюза;
- получать всю необходимую информацию, касающуюся охраны и условий труда;
- обсуждение полученной информации с приглашением представителей работодателей, их объединений, органов управления организацией, органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- вносить в соответствующие организации предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, которые нарушают требования законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;
- участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве (работе), проводить самостоятельное расследование;
- требовать от работодателя немедленного устранения нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, и одновременно обращаться в Федеральную инспекцию труда для принятия неотложных мер;
- требовать от работодателя, органа управления организацией, должностного лица приостановления работ впредь до принятия окончательного решения Федеральной инспекцией трудя при невыполнении требований по устранению нарушений, особенно в случаях появления непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
- участвовать в экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах, а также в экспертизе безопасности проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов;
- проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
- принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов.
Техническая инспекция труда профсоюзов
Законодательство наделяет профессиональные союзы правом осуществлять надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда. Статья 20 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" гласит, что профсоюзы осуществляют профсоюзный контроль за состоянием охраны труда и окружающей природной среды через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции труда по охране труда, действующие на основании положений, утвержденных профсоюзами.
Для решения этих задач профсоюзы могут создавать технические инспекции труда.
Как правило, техническая инспекция труда состоит из технических (главных технических) инспекторов труда федерации профсоюзов и отраслевых профсоюзов.
Техническая инспекция труда профсоюзов:
- независима и самостоятельна в своих оценках состояния условий и охраны труда на производстве и экологической безопасности;
- взаимодействует в своей работе с профсоюзным и другим общественным активом, включая союзы специалистов по охране труда, организации ученых, общественных уполномоченных (доверенных лиц) по охране труда и совместные комитеты (комиссии) по охране труда, оказывает помощь профсоюзным комитетам и профсоюзному активу по охране труда;
- осуществляет деятельность в контакте с органами государственного управления, надзора и контроля в области охраны труда, правоохранительными и другими специально уполномоченными органами.
Техническая инспекция труда принимает участие в:
- разработке предложений в раздел "Охрана труда и экологическая безопасность" трехстороннего соглашения между объединениями профсоюзов, объединениями промышленников и предпринимателей и администрациями субъектов РФ и осуществлении контроля за их выполнением; разработке предложений по вопросам охраны труда и экологической безопасности в соглашениях на отраслевом, областном (краевом) и федеральном уровнях;
- разработке, совместно с профобъединениями, и согласовании нормативных актов по охране труда и экологи;
- разработке основных принципов и направлений политики в области охраны труда и экологии, определении мер по их реализации; внесении предложений по совершенствованию системы управления охраной труда, надзора и контроля за охраной труда и экологической безопасностью на отраслевом и региональном уровнях;
- проведении совместно с профсоюзным активом, органами исполнительной власти, Государственной инспекцией труда согласованных действий по реализации основных принципов и направлений государственной политики в области охраны труда и окружающей среды, планов и программ улучшения условий труда;
- информировании отраслевых профсоюзных объединений о новых законодательных и нормативных актах по охране труда и окружающей среды и изменениях к ним; информировании профсоюзных органов о законодательных и нормативных актах по охране труда и окружающей среды, принимаемых на местном и федеральном уровнях;
- осуществлении связи с органами средств массовой информации в целях пропаганды передового опыта в области охраны труда и экологии и информирования населения о состоянии условий и охраны труда и окружающей среды;
- осуществлении методического руководства и координации деятельности технических инспекций (технических инспекторов) отраслевых профобъединений;
- организации обучения и повышения квалификации технических (главных технических) инспекторов труда профсоюзов;
- оказании методической и консультационной помощи профсоюзным комитетам предприятий, их комиссиям, уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда по вопросам охраны труда и экологии, в том числе при разработке и заключении коллективных договоров и соглашений;
- проведении, совместно с профсоюзным активом, контроля правильности расходования средств, выделяемых на охрану труда и окружающей среды по коллективным договорам и соглашениям, а также средств общественных фондов по охране труда;
- контроле правильности и обоснованности предоставления льгот и компенсаций за работу при воздействии вредных и опасных производственных факторов и их соответствия действующему законодательству;
- представлении интересов работников по исковым заявлениям в суде в защиту прав работников на охрану труда и окружающей среды.
При наличии на предприятии нескольких профсоюзов порядок обслуживания предприятий профсоюзной технической инспекцией устанавливается на основе мнения трудового коллектива и первичных организаций предприятия и соглашения между соответствующими профсоюзными органами.
Технические (главные технические) инспекторы труда должны иметь высшее техническое образование и стаж практической работы по специальности не менее трех лет. Они проходят специальное обучение и периодически повышают квалификацию.
Технические (главные технические) инспекторы труда имеют право:
- беспрепятственно (по предъявлению удостоверения установленного образца) посещать организации независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза, для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда и окружающей среды, проверки состояния условий, охраны труда, выполнения мероприятий, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, в том числе финансирования мероприятий по охране труда;
- осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда и окружающей среды;
- предъявлять работодателю требования о приостановлении работ в цехах, других приравненных к ним подразделениях, на производственных участках и рабочих местах, если продолжение этих работ создает непосредственную угрозу жизни или здоровью работающих;
- осуществлять контроль за состоянием производственной санитарии, санитарно-бытовых помещений, своевременным обеспечением в соответствии с установленными нормами работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты;
- участвовать в экспертизе безопасности условий труда на предприятиях, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах, а также в экспертизе обеспечения экологической безопасности на предприятии;
- принимать участие в подготовке материалов и предложений на выдачу работодателям (лишение их) лицензий и сертификатов на соответствие находящихся в их ведении предприятий и объектов требованиям охраны труда и окружающей среды;
- принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлять самостоятельное их расследование, давать заключения о возмещении вреда, вызванного несчастными случаями и профессиональными заболеваниями;
- обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;
- получать необходимую информацию от руководителей, должностных лиц и специалистов предприятий о состоянии условий и охраны труда, экологической безопасности, а также обо всех подлежащих регистрации несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
- принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов, средств производства и транспортных средств в качестве членов комиссий и независимых экспертов;
- проверять организацию обучения и инструктажа работающих по охране труда;
- принимать участие в разработке и согласовании нормативных актов по охране труда и окружающей среды.
В соответствии со своими правами технические (главные технические) инспекторы труда:
- защищают интересы и законные права работников обслуживаемых предприятий на здоровые и безопасные условия труда, на получение компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, на возмещение вреда, причиненного здоровью работников увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей;
- расследуют с участием профсоюзного актива и представителей работодателя случаи отказов трудящихся от выполнения работ в связи с неблагополучными условиями труда, а также случаи расторжения трудовых договоров (контрактов) по указанной причине;
- оказывают помощь членам профсоюза и профсоюзным выборным органам в составлении исковых заявлений в судебные органы в защиту законных прав работников в области охраны труда и окружающей среды и представляют их интересы в судебных инстанциях при нарушении работодателями законодательства об охране труда и окружающей среды и ущемлении прав работников в этой области;
- вносят в соответствующие профсоюзные и хозяйственные органы предложения по улучшению условий и охраны труда, экологической безопасности работающих, а также о применении к должностным лицам экономических санкций за допущенные нарушения законодательства об охране труда и окружающей среды.
Совместные комитеты (комиссии) по охране труда
Одним из основных звеньев в организации работы по созданию здоровых и безопасных условий труда непосредственно на предприятиях, обеспечивающих активное участие в ней работников, их полномочных представителей и представительных организаций, являются совместные комитеты (комиссии) по охране труда.
Отраслевые профсоюзы совместно с министерствами (ведомствами), а также профсоюзные комитеты и администрация предприятий могут, на основании Рекомендаций Минтруда РФ, принимать свои Положения о совместных комитетах (комиссиях) по охране труда с учетом особенностей отрасли или предприятия, специфики форм собственности и хозяйственной деятельности.
При профкомах (по их решению) могут, как и ранее, создаваться комиссии по охране труда и окружающей среды, основными задачами которых являются:
- организация и осуществление контроля за соблюдением законных прав и интересов работников-членов профсоюза в области охраны труда и окружающей среды;
- принятие необходимых мер по устранению нарушений законодательства об охране труда и окружающей среды;
- организация и координация работы уполномоченных (доверенных лиц) профкома в осуществлении ими контроля за состоянием условий и охраны труда на производстве, соблюдением законодательства об охране труда и окружающей среды, выполнением предусмотренных коллективным договором или соглашением по охране труда мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
- организация периодических проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах, включая состояние радиационной обстановки (на радиоактивно загрязненных территориях), выдача руководителям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений;
- определение степени вины пострадавшего при смешанной ответственности для определения размера возмещения вреда (ущерба), причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей;
- анализ состояния условий труда, производственного травматизма и профзаболеваний, оценка эффективности проводимых мероприятий по улучшению условий и охраны труда, подготовка предложений по их улучшению;
- участие в организации обучения уполномоченных (доверенных лиц) и членов совместного комитета (комиссии по охране труда);
- внесение в коллективный договор и в соглашение по охране труда предложений по улучшению условий труда и состояния окружающей среды, выделению на эти мероприятия необходимых финансовых средств.
Комиссию возглавляет старший уполномоченный (доверенное лицо) профкома по охране труда, он может быть и заместителем председателя или членом профкома.
Уполномоченные (доверенные) лица профсоюза по охране труда
Основным звеном общественного контроля за охраной труда непосредственно в коллективах являются уполномоченные (доверенные) лица профсоюза по охране труда. Участвуя в трудовом процессе и находясь среди работников своего производственного подразделения, уполномоченные могут осуществлять постоянный контроль за соблюдением работодателями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, состоянием охраны труда, а также контроль за выполнением работниками их обязанностей в этой области.