Вы здесь

Премьерная программа камерной музыки. ХХ век: Откровение

4 апреля Филармония Якутии представила концерт камерной музыки ХХ века в зале Академии Наук. Ансамбль Camerata Yakutsk вместе с приглашенными солистами исполнили уникальную и абсолютно новую программу «Откровение», все сочинения которой в Якутии были сыграны впервые.

 

Открывал концерт Квинтет для струнных и рояля английского композитора Ральфа Воан-Уильямса. Партитуру Квинтета впервые издали только в 2006 году, и поэтому произведение это только начинает свою сценическую жизнь. Хотя сочинения Воан-Уильямса не так часто можно услышать в российских академических залах, его музыка — это настоящий манифест самоидентификации английской музыки первой половины 20 века. Несмотря на то что Воан-Уильямс — современник Рихарда Штрауса, Клода Дебюсси и Сергея Рахманинова (а Англия находится вовсе не в Африке или Южной Америке), уху, настроенному на европейскую музыкальную традицию, довольно сложно зацепиться за риторические рычаги, чтобы говорить об этой музыке. Она абсолютно островная, замкнутая, и хотя композитор был большим знатоком классической музыки, пытаться отыскать его музыкальные корни вне Англии — дело бесполезное (Морис Равель, у которого Воан-Уильямс учился композиции говорил о нем: «он единственный из моих учеников, кто не пишет мою музыку»). В этом смысле интересно сравнить музыку Воан-Уильямса с живописными работами прерафаэлитов — в них так много света, но он такой "неправильный" с перспективы викторианской эпохи, но такой самобытный и завершенный в себе, что на перспективу викторианской эпохи можно наплевать. Струнники якутской «Камераты» вместе с пианистом Александром Корякиным сделали намного больше, чем добротно исполнили текст — они увидели этот особенный свет и воздух Квинтета. Широкое дыхание вместе с чутким ансамблевым взаимодействием сделали близкой эту островную музыку якутским слушателям.

 

 

Продолжил программу Секстет для духовых и рояля Франсиса Пуленка. Это сочинение значительно более популярно, чем Квинтет Воан-Уильямса, и встречается довольно часто в репертуаре лучших мировых камерных ансамблей. Секстет был написан в 1938 году, когда уже распалась группа «Шести», очень видным представителем которой был Пуленк. В Секстете обобщены музыкальные приемы Пуленка, этот опус — исключительно инструментальная история, которая не связана ни с музыкальным театром, ни с поэтическими текстами, в Секстете нет отсылок и к народной музыке далеких культур, привлекавших композитора в начале творческого пути, как нет и религиозного содержания, которое присутствует во многих уже более поздних его сочинениях. Классический трехчастный цикл суммирует все инструментальные наработки композитора. Этой цепкой и ловкой музыкой Пуленк посмеивается (уже не так язвительно, как в период «Шестерки») над напыщенностью романтического музыкального языка, трансформирует его штампы в шутливые фигуры с нарочитым снижением пафоса. Пуленк использует обиходные музыкальные приемы, которые обычно обслуживают представления варьете или мьюзик-холлов (а потому духовой состав — как нельзя кстати), но разрабатывая их, он рисует картину современности, которая уже не может прятаться за раскрашенными ширмами повседневных увеселений — Европа находилась уже на самом пороге войны. Музыканты «Камераты» как цирковой мяч перебрасывали мотивы от одного инструмента к другому, не обронив. От стремительной трюкаческой и ловкой первой части, к вопросительному и философскому финалу они сумели развернуть не линейное, а многоуровневое повествование. 

 

 

Заключительный блок программы был посвящен композитору Георгсу Пелецису. Музыка этого латвийского композитора, которого очень многое связывает с Россией (он учился композиции в классе Хачатуряна в Московской консерватории, а позднее изучал теорию музыки там же), часто звучит в концертах современной академической музыки, его сочинения играют важнейшие исполнители: Алексей Любимов, ансамбль Татьяны Гринденко Opus-Posth, Гидон Кремер и «Камерата Балтика». И вот теперь Camerata Yakutsk исполнила два его сочинения. Первым сыграли «Цветущий жасмин» для скрипки, виброфона и струнных. Очаровательная музыка «Жасмина» не пугается своей красоты, простоты и гармоничности — что является до определенной степени табу в академических кругах уже добрую сотню лет. Напротив, она идет навстречу простым приемам, не чурается своей непретенциозности и мелодичности. Если можно сыграть удовольствие, то солисты Ульяна Голикова (скрипка) и Сергей Яровенко (виброфон) делали именно это. Легкое пиццикато солирующей скрипки отвечало прозрачному тембру виброфона так, будто усилия, напряжения, усталости не существует в принципе. 

Музыку Пелециса приписывают направлению новой консонантной. Композитор сам не соотносит себя с авангардным крылом, по его собственному признанию, его интересует не то, что музыка приобретает, а то, что она теряет. Уже более 40 лет он занимается изучением работ старинных композиторов — нидерландская полифоническая школа и полифония Палестрины стали предметами его научных трудов. Старинные формы и методы не находят прямого воплощения в сочинениях Палециса, приемы не выпирают нарочито, однако глубокое знание и любовь композитора к этой музыке вырисовывается в его сочинениях символическим фоном, как на задних планах портретов ренессансных мастеров схематичные очертания построек означают целый город и много говорят о культурном контексте. Как и многие предшественники, Пелецис в своих работах часто основывается на духовных текстах. «Откровение» для трубы, меццо-сопрано и струнных, исполненное в концерте, написано на текст Откровения Иоанна Богослова, но в отличие от многих предыдущих обращений к Откровению, Пелецис выбрал финальную, самую светлую часть текста, где говорится о Небесном Иерусалиме. Густая фактура музыки, бесконечная интенсивная пульсация создают этот энергетический фон активного религиозного ожидания. Часто в исполнении «Апокалипсиса» партию голоса отдают контратенору — это тоже отсылает к традиции использования мужских голосов в старинной духовной музыке. Однако Людмила Кузьмина исполнила эту партию стилистически очень точно: без форсирования, не используя ресурсы меццосопрановых мощностей, а тонко, несколько отстраненно и бесстрастно. «Откровение» Пелециса прозвучало в концерте «Камераты» так, как, пожалуй, и должно звучать сегодня религиозное сочинение, если оно выходит из церкви в концертный зал. 

 

Александра Дёшина

 

 

 

 
 

 

Русский