Филармония Якутии продолжает свой проект «Все симфонии Чайковского», посвященный 175-летию со дня рождения великого русского композитора. В мае прошлого года этот проект стартовал исполнением Четвертой симфонии, в феврале этого года в исполнении оркестра Филармонии Якутии прозвучала Третья симфония. 14 апреля симфоническим оркестром Symphonica Artica под управлением Натальи Базалевой была исполнена Симфония №5, а также секстет «Сувенир из Флоренции». Этот концерт также приурочен к XIV республиканскому пасхальному фестивалю «Золотые купола».
Минувший концерт прошел в двух отделениях, хотя постоянные слушатели Филармонии могли заметить, что чаще всего концертные программы укладываются, хоть и развернутое, но в одно отделение. Сыграть за «Сувениром из Флоренции» Пятую — кажется, даже физически невозможно: обе вещи заряжены такой экспрессией и такой мощной внутренней борьбой, что пауза необходима не только оркестрантам и дирижеру, но и слушателям.
Секстет «Сувенир из Флоренции» у «Симфоники» прозвучал очень выпукло, разворачиваясь от чисто итальянского манера аффектации совершенно неожиданно к русской ностальгической протяжности мелодий, и снова взрываясь неистовым фейерверком. Сам секстет очень контрастный по содержанию, и по динамике, при этом своеобразный «монтаж» его строится очень нелинейно: «картины» в нем чередуются прихотливо, даже подразделы внутри частей похожи на маски, которые сменяют друг друга, будучи то очень похожи одна на другую, то ярко контрастны. Это движение мастерски передается оркестром.
Про драматическую Пятую Симфонию Чайковского принято говорить в терминах борьбы человека и рока судьбы (собственно, эта диалектическая линия подсказана самим композитором), и, конечно, музыканты об этом думали и это чувствовали, исполняя симфонию. Но еще очень важно отметить, как внимателен был оркестр к трансформациям состояний, как в его исполнении две эти противоборствующие силы оказываются породнены, неразрывно связаны между собой и патологически зависимы друг от друга.
Сложно сказать, какие симфонии Чайковского и сколько раз исполнялись в Якутии, но в последние годы им точно не уделяли достаточно внимания, поэтому значимость этого филармонического проекта сложно переоценить. Скоро проект пройдет свой «экватор»: оркестру Филармонии предстоит исполнить Первую, Вторую, и последнюю, Шестую симфонию Чайковского, а также симфонию «Манфред».
Александа Дёшина