13 апреля в Театре оперы и балета состоялся концерт, посвященный творчеству якутского композитора Егора Ильича Неустроева. Оркестр Филармонии Якутии Symphonica Artica под управлением Натальи Базалевой и пианист Сергей Танин осуществили давнюю мечту композитора — впервые в Якутске был полностью исполнен его Фортепианный концерт. Также в концерте прозвучало «Адажио» из «Балетных сцен» для симфонического оркестра.
Исполнение музыки якутских композиторов для коллективов Филармонии Якутии — одно из важнейших направлений. Очень часто именно их интерпретация становится образцом эталонного звучания, а иногда, что все же грустно, эти исполнения остаются единственными. Симфоническое исполнение — очень ресурсоемкий процесс: дорепетиционная подготовка, формирование состава, сами репетиции, — все это, и не только, занимает большое количество людей, участвующих в подготовке. Сыграть симфонию, к примеру, Бетховена, во многих отношениях проще: хорошо знакомая музыка, западно-европейская классическая исполнительская традиция впитывалась инструменталистами с самого начала обучения профессии, партитуры разобраны множеством талантливых теоретиков. С музыкой якутских композиторов, наших современников, исполнители оказываются один на один, а ориентирами к ее воплощению становятся только их профессионализм и музыкальное чутье. Поэтому сложно переоценить заслуги коллективов, знакомящих слушателей с замечательной самобытной симфонической музыкой, рожденной на Якутской земле.
Первым оркестр "Symphonica Artica" сыграл «Адажио» из цикла «Балетные сцены». Корни этой музыки — в якутском национальном мелосе, однако во время прослушивания не отпускает чувство, будто якутская народная мелодия была крещена романтизмом русской композиторской школы. Исполненная медленная часть «Балетных сцен» наполнена лиризмом и нежностью, но также и гордо держит осанку музыки высокого жанра. Симфонический оркестр под управлением Натальи Базалевой очень выпукло вырисовывал прихотливую мелодию, вплетая ее в стройную насыщенную яркую очень звукоизобразительную оркестровую ткань.
Следом за «Адажио» прозвучал Концерт для фортепиано с оркестром. Впервые, в рамках одного вечера, это сочинение в трех частях было исполнено целиком (написан Концерт был еще в 1988 году). Этот Концерт Егора Неустроева — очень насыщенное по внутренней событийности сочинение. Здесь, как и в «Балетных сценах», проявился принцип внедрения якутских интонаций в симфоническую ткань, однако, без отсылок к театральному жанру, в Концерте раскрылся обширный спектр композиторских вопросов, стоявших перед Егором Ильичом: заметно сложнее стала музыкальная фактура, в которой якутский музыкальный фольклор заиграл еще ярче, не просто как источник тем, но как зерно для гармонических поисков. Потому в Концерте можно услышать не только отсылки, например, к Чайковскому, но и яркие джазовые интонации. Все эти референции оркестр исполнил так, что они не торчали из фактуры нарочито, а были впаяны в единую повествовательную линию. Сергей Танин проявил себя как великолепный солист: он сжился с этой музыкой и с оркестром, и в сложнейших tutti ансамбль с оркестром был замечательно выстроен, сольные же фрагменты, довольно бруталистские, маскулинные, размашистые и технически очень трудные Сергей исполнил с блеском и виртуозностью.
Егор Ильич, после того как прозвучал Концерт, вспомнил о первом исполнении этого сочинения, которое состоялось в Красноярске. Партию фортепиано тогда играла Юнона Михайловна Упхолова. И вот теперь, годы спустя, на якутской премьере Концерта на рояле играл ее ученик Сергей Танин (нынешний выпускник Центральной музыкальной школы при Московской консерватории). Оценив эту счастливую преемственность музыкальных поколений, композитор с благодарностью со сцены объявил о том, что посвящает свой Фортепианный концерт Юноне Михайловне.
Александра Дёшина