Если республиканскому проекту «Музыка для всех» суждено перво-наперво вдохновлять сердца (и уже по инерции от этого позитивного влияния продвигать амбициозные идеи в жизнь), то с этой миссией инициаторы проекта справляются как нельзя лучше. Поистине вдохновенным явилось торжественное открытие II Международного конгресса «Музыка для всех: международный мастер-класс», состоявшееся 25 августа в Театре оперы и балета РС(Я) им. Д.К. Сивцева-Суорун-Омоллоона. Открытие проходило в формате пленарного заседания, в рамках которого участники конгресса - видные деятели музыкального искусства, педагоги и музыканты из городов России (Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Казани, Владивостока), зарубежных стран (Германии, Испании, Швеции, США, Канады, Украины), и, конечно же, проводники проекта здесь, в Якутии, выступили с докладами перед работниками культуры и образования, педагогами республиканских ДМШ, ДШИ, сторонниками и единомышленниками проекта, представителями СМИ.
Заседание торжественно открылось под звон фанфар квинтета трубачей Государственной филармонии Республики Саха (Якутия). Гимны России и Якутии прозвучали в исполнении духового оркестра филармонии Lena River Brass под руководством Павла Васьковского. Миссия проекта «Музыка для всех» заключает возможность открытия новых блистательных талантов и один из таких талантов – юная скрипачка, лауреат первой премии Международного конкурса «Скрипка Севера», ученицы 4 класса Высшей школы музыки РС(Я) им. В. А. Босикова Дария Шахурдина исполнила «Мелодию» Петра Ильича Чайковского.
Первый Президент Республики Саха Михаил Ефимович Николаев, инициатор проекта «Музыка для всех» и проведения международного музыкального конгресса по проекту, в своем выступлении напомнил о неизменных целях проекта: создании системы раннего музыкального образования детей дошкольного возраста и начальных классов, а также продолжения музыкального образования в средних и старших классах. Выступление наметило векторы дальнейшего развития проекта, и дало практические рекомендации относительно работы со школами, создания фондов поддержки проекта и расширении проекта в качестве мощнейшей педагогической технологии, призванной развивать умственные способности детей и помочь им адаптироваться в современных образовательных средах.
Народный артист СССР, президент Международного союза музыкальных деятелей, профессор МГК им. П.И. Чайковского Владислав Пьявко в своём приветствии заметил, что Якутия всегда удивляла талантами и стремилась к классической музыке, призвал не придавать забвению имена, стоявшие у истоков якутской академической школы, и подчеркнул ключевую значимость политической и духовной воли Михаила Николаева при основании в 1993 году Высшей школы музыки, не смотря на все трудности, существовавшие в те годы.
Президент Всемирного общества музыкального образования (International Society for Music Education или ISME (ИСМЕ)), профессор Университета Восточного Вашингтона Шейла Вудвард рассказала о состоянии современного общего музыкального образования в мире на основе деятельности и исследований ИСМЕ¸ образованной ЮНЕСКО в 1953 году, поддерживающей и объединяющей более 5 млн. преподавателей музыки по всему миру.
Любопытнейший доклад о воспитании слушателя классической музыки представил Валерий Брайнин - президент Российской общенациональной секции ИСМЕ, артистический директор международной сети музыкальных школ в ФРГ, Украине, России, Белоруссии, Италии и США. Брайнин выразил точку зрения о том, что, говоря о музыкальном воспитании, следует понимать, что музыкального воспитания не может быть без привязки к той или иной музыкальной культуре, а возвращение публики к большому искусству не может быть достигнуто узко-образовательными программами. «Это, в первую очередь, задача семьи: если ребёнок не видит читающих родителей, он не приохотится к чтению, не смотря на родительские причитания; если родители не слушают классику, то деньги, потраченные на музыкальное образование ребёнка не трансформируются мистическим образом в интерес ребёнка к классике» - заявил Брайнин и предложил три принципа общего музыкального образования для родителей: 1. собственно музыкальное образование; 2. возбуждение интереса к новой информации различными дидактическими методами; 3. воспитание уважения к культуре, умения восхищаться красотой, доверия и восприимчивости к ней.
Эмоциональное выступление искусствоведа, музыканта и просветителя, профессора Драматического института Стокгольма и Высшей школы бизнеса Скандинавии (Швеция, Стокгольм) Михаила Казиника буквально потрясло всех присутствовавших. По мнению Казиника в классической музыке заложены все коды мышления, все коды математики и музыки, она является лекарством, сильнейшим источником воздействия и через неё человек способен постичь тайны бытия и открыть в себе скрытые знания.
Проректор РАМ им. Гнесиных по инновациям и творческой работе, зав. кафедрой истории музыки, музыкальный психолог, доктор искусствоведения, профессор Дина Кирнарская представила доклад «Как правильно учить детей музыке и всему остальному: эволюционно-исторический метод в действии".
В пленарном заседании приняли участие председатель оргкомитета, заместитель Председателя Правительства РС(Я) Алексей Дьячковский, министр образования Феодосия Габышева, министр культуры и духовного развития Владимир Тихонов, хормейстер, преподаватель ДШИ №2, СОШ №7, заслуженный работник культуры РС(Я) Владимир Индигирский.