Вы здесь

25-летие национальной газеты "Музыкальное обозрение" отметили в Якутске, Мирном, Олекминске, Вилюйске и Майе

25 октября состоялась очередная транляция концерта в онлайн режиме, осуществляемая в рамках проекта "Виртуальный концертный зал". Концерт слушали и смотрели студенты и преподаватели СВФУ им. М. К.Аммосова, члены ассоциации студентов, аспирантов и специалистов с особыми образовательными потребностями; учащиеся и преподаватели специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната г. Якутска; учащиеся центра дистанционного образования гг. Мирный, Олекминск, Вилюйск и с.Майя.

Филармония Якутии присоединилась к большому проекту газеты «Музыкальное обозрение» — фестивалю, посвященному 25-летию издания. Этот фестиваль объединил больше полусотни российских городов, в которых прошли концерты с необычной праздничной программой. Код к ее составлению — цифра 25. Все произведения, прозвучавшие в концерте Филармонии Якутии были либо сочинениями с номером 25, либо те, что были написаны композиторами в возрасте 25 лет. За одним только исключением в концерте прозвучала очень молодая музыка, а это помимо того, что отвечает концепции программы, еще и очень соответствует духу Филармонии Якутии и ее коллективов. Средний возраст оркестрантов Symponica Artica — тоже 25 лет, и это один из самых молодых симфонических оркестров страны.

Закрепившейся тенденцией в этом концерте стало то, что половина программы строилась на выступлениях солистов. Именно с началом нынешнего сезона программу практически каждого концерта фестиваля «Северное сияние» украшают выступления солистов Филармонии. В концерте, состоявшемся накануне, прозвучала первая часть из Второго концерта для кларнета с оркестром Вебера, соло на кларнете исполнил Павел Ляхов. Его соло прозвучало взволнованно и в то же время довольно элегантно, что подчеркнуло изящность и даже некоторую галантность Концерта, написанного Вебером на заре романтического симфонизма, в котором еще так много классического. Оркестр под управлением Натальи Базалевой прозвучал очень стильно, полнозвучно и энергично, чему хорошую службу сослужил и выбранный темп, чуть более подвижный, чем тот, что чаще всего можно слышать.

Сольно выступил и Андрей Дедюкин, исполнивший вторую и третью части Сонаты Хиндемита для альта. Атональную музыку, а уж тем более музыку Хиндемита, крайне редко исполняют в концертных программах, и это большое упущение. В исполнении Андрея Дедюкина фрагменты сонаты прозвучали очень сосредоточенно, вдумчиво и лично, и оттого совершенно не было впечатления, будто эта музыка сложна и закрыта, как следует из бытующего о ней стереотипе.

И, конечно же, сольно выступила первая скрипка Symphonica Artica Ульяна Голикова, она исполнила соло в «Поэме для скрипки с оркестром» Эрнеста Шоссона. Это единственное сочинение в программе, написанное композитором уже в довольно зрелом возрасте, и 25-й номер опуса свидетельствует только о том, что композитор оставил не очень много сочинений после себя. Причем добрую половину всех работ Шоссона составляет музыка вокальная. Потому и партия скрипки в поэме тоже такая прихотливая и иногда напоминает вокальную. Лиричность музыки, трансформировавшаяся в настоящую экстатичность, в исполнении Ульяны Голиковой даже в определенном смысле утрировалась, и прозвучала выразительно и эмоционально.

Оркестровая программа тоже была представлена очень разнообразными сочинениями. Открыла концерт увертюра к «Сороке-воровке» Россини, и уже не в первый раз дирижировал ей Павел Васьковский. Эта яркая, остроумная и изящная увертюра от исполнения к исполнению раскрывает потенциал оркестра, помогает ему обнаружить свои новые краски. В программе нашлось место и сочинению молодого якутского композитора Николая Михеева — его «Якутской сюите», написанной им в возрасте 25 лет. Музыка сюиты наполнена народными интонациями и в то же время совсем не похожа на музыку других якутских композиторов, даже создается впечатление, что она ощущает себя в контексте не столько академический музыки, сколько, в целом, в контексте современной якутской культуры, и вполне могла бы служить сопровождением к одному из якутских фильмов, известно ведь, что кинематограф в республике набирает серьезные обороты и даже стал отдельным уникальным явлением в российском кино.

Завершился концерт Первой, «Классической симфонией» Прокофьева, ей также дирижировал Павел Васьковский. Эта очаровательная компактная симфония, исполненная какой-то гайдновской ясности, искрилась элегантностью, все темы прозвучали четко и изящно, оркестру удалось сохранить прозрачность фактуры, в которую были нежно и легко вплетены все гениальные в своей простоте и полные света темы.

--

Александра Дёшина

Русский