Текст: Иван БАРКОВ
Фото: Автора
YAKUTIA.INFO. Атмосферой легендарной эпохи американских биг-бэндов был наполнен концерт оркестра «Симфоника артика», посвященный одному из самых динамичных городов планеты – Нью-Йорку. Бешеный ритм и энергетика этого города как раз прекрасно отразились в музыке двух выдающихся композиторов той эпохи – Джорджа Гершвина и Леонарда Бернстайна, из произведений которых и состояла основная часть программы.
Несмотря на то, что почти все произведения оркестр уже играл, были исключения. Например, впервые симфонический оркестр исполнил красочное и очень образное произведение Гершвина «Американец в Париже», которое раньше дирижер концерта Павел Васьковский исполнял только с духовым оркестром. Теперь оно было представлено во всех своих музыкальных оттенках, каким оно и должно быть, поскольку композитор написал его именно для симфонического оркестра.
А началась программа с очень динамичной «Кубинской увертюры» Гершвина, которая стала прекрасным прологом для этой почти джазовой программы – то, чего уже давно не было в Филармонии Якутии. Казалось, что и многие музыканты, уже исполняя это произведение, сами зажигались от этих рваных ритмов, где особенное место занимали партии контрабасов, создавая всю эту невероятную динамику. Причем складывалось впечатление, что исполнители сами артистично двигаются в ритм и передают всю энергетику от звучания своих инструментов залу.
Была в программе и премьера – это «Концерт для фортепиано с оркестром фа мажор» того же Гершвина, где партию фортепиано исполнила Ксения Золотых. Прекрасная школа Юноны Упхоловой налицо (солистка еще студентка ВШМ) и тем более в таком джазовом контексте. Но это была не единственная солистка в этот вечер. Одну из самых проникновенных и известных мелодий Гершвина «Summertime» из оперы композитора «Порги Бесс» исполнила первая скрипка оркестра Ульяна Голикова. Кстати, Павел Васьковский пообещал, что эту оперу в концертном варианте в будущем сыграют полностью.
«У Гершвина несмотря на то, что он не получил музыкального образования, есть внутренне чутье. Прекрасные интонации, глиссандо – все это выписано в партитуре. «Американец в Париже» – это постоянные смены темпа, картин, как будто бы смотришь фильм. Вообще сыграть подобные произведения с эстрадным и джазовым уклоном симфоническому оркестру довольно сложно – нужно уметь переключаться. Постоянные смены темпов – тут нужно «выиграться», прочувствовать. И нам легче сыграть Моцарта или Бетховена. Тут нужно передать стиль», - рассказывает дирижер.
Вокальную часть концерта взял на себя хор Филармонии. Исполненные им спиричуэлсы не совсем имели отношение к музыкальному Нью-Йорку, а скорее напоминали о южных штатах и Новом Орлеане. Тем не менее, за счет общей афроамериканской основы программы джаза и блюза представленные произведения, хоть и написанные белыми» интерпретаторами этой «черной» музыки, хорошо вписались в ее атмосферу. Тем более, что хор спел два этих произведения – «Сухие кости» и «Иерихонские сражения» – эмоционально (все-таки в их основе зачастую как раз библейские сюжеты) и раскрепощенно (так эти сюжеты интерпретируют «черные» исполнители), добавив нужные вокальные краски в симфоническую ткань программы.
Очевидно, что как и слушатели – а в зале был аншлаг, так и сами музыканты немного соскучились по вот таким легким и ритмичным программам, в основе которых лежит не совсем академическая музыка, которая, впрочем, уже давно стала классикой. И, может, Филармонии уже пора сделать отдельный абонемент, который будет посвящен именно такой музыке.