18 декабря в Детской школе искусств №1 состоится Вечер виолончельной музыки с участием солиста Большого симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, заслуженного артиста России Олега Сендецкого, ансамбля виолончелистов Филармонии Якутии и Государственного симфонического оркестра «Simphonica ARTica» (дирижер Наталья Базалева).
В Якутск Олег Сендецкий прилетел из Владивостока, где выступил на сцене Приморского филиала Мариинского театра.
-- Олег Петрович, начнем с дежурного вопроса: как впечатления?
-- От Владивостока? Большое удовольствие получил – было достаточно времени, чтобы порепетировать. Три репетиции – дома это роскошь. Валерий Абисалович живет в бешеном ритме и всех в свой ритм втягивает: одна репетиция – и ты должен быть готов.
Но на самом деле я больше месяца не был дома. Мы выступали в Германии, Люксембурге, Китае, Японии, Корее. Потом из Владивостока наш оркестр полетел домой, а я сначала остался там, потом прилетел сюда.
Хотя такие большие гастроли у нас бывают нечасто: когда на день, когда на несколько, когда на неделю – куда бог пошлет и куда Валерий Абисалович позовет. Во время Пасхального фестиваля, например, на поезде по городам и весям…
-- Во Владивостоке прекрасная сцена....
-- Где-то хорошие залы, где-то – хорошие руководители. А где-то и руководитель хороший, но у него нет возможности заполучить хороший зал. Все-таки культура у нас финансируется недостаточно. Мне есть с чем сравнивать. Возьмем Китай, Корею, Японию – в самых маленьких городках совершенно роскошные залы, инструменты замечательные.
В Японии довелось побывать в школе какого-то не очень крупного поселка, причем не музыкальной, а совершенно обычной, так там три стадиона, бассейн, но что меня поразило просто до глубины души – там удивительный зал и три (три!) рояля. Не во всяком нашем областном центре столько роялей наберется, а тут обыкновенная школа.
У нас же… если не совсем беда, то на пути к беде. Исполнительский уровень упал. Педагоги уходят. А сам человек не научится играть, ему надо помочь.
Дети в музыкальную школу уже не идут так, как раньше.
-- В чем причина, как вы думаете?
-- В советское время средняя зарплата была одинаковой, и люди шли, как бы это сказать, по интересам, а сейчас они отдают детей в музыку больше для общего воспитания.
Я это по студентам вижу. Слава богу, у меня есть возможность выбирать, потому что я не для заработка это делаю. Бывает, что за день больше заработаешь, чем в училище за месяц. Для меня важно дать что-то ребятам, которые пришли ко мне.
Педагог в нашем деле – это альфа и омега. Музыкальную прививку надо сделать вовремя, потому что это тяжкий труд, только на интересе держится.
А у нас на совесть работают единицы. В Омске есть такие подвижники, Абакане. Здесь – Ольга Григорьевна Кошелева, на которой держится вся виолончельная школа. Виолончелисты оркестра, с которыми я здесь работаю – все ее ученики. Хочется просто поклониться ей. Да, наше богатство по-прежнему – люди, которые порой вопреки всему хотят что-то делать.
Здесь у вас замечательная школа – целый городок. И в Якутск я всегда приезжаю с удовольствием. Несмотря на то, что у вас так холодно, отношения со здешними коллегами теплые, климат комфортный.
-- И зрители на ваших концертах это чувствуют. Спасибо, Олег Петрович, за интервью! До встречи на завтрашнем концерте.
Беседовала Кюннэй Еремеева