Источник: http://www.1sn.ru/243211.html
Григорию Чернецову всего 30 лет, и для многих его сверстников, с кем вырос в Якутске, он все еще «мальчишка с нашего двора, с 33-й школы». Но этот «мальчишка» успел за короткий срок подняться на такую творческую высоту, которая со стороны представляется реально фантастической, ведь Григорий – солист Мариинского театра, поет заглавную партию в опере «Евгений Онегин», лауреат множества музыкальных престижных конкурсов, а видеозаписи в Ютубе песен в его исполнении пересылаются якутянами друг другу с гордостью: смотрите, наш, якутянин, а как поет!..
Ему всего лишь тридцать и впереди у него, без сомнения, много новых вершин и взлетов. Запомним это имя!
С Григорием беседует известный якутский журналист Алла Кондратьева. Она знает Григория еще со школьных лет, ведь они с ее сыном Владимиром одноклассники. Вместе участвовали в концертах и спектаклях в школе, только Володя был ответственным за аппаратуру, а Гриша пел.
- Григорий, поздравляю тебя от имени всех земляков с присуждением высокого звания «Заслуженный артист Республики Саха (Якутия)»!
- Огромное спасибо, это для меня неожиданность. Высокая оценка земляками и Якутией моего творчества для меня важна и приятна!
- Давай вернемся к тому времени, когда впервые почувствовал силу своего голоса, как это было?
- С детства почему-то мечтал стать конструктором, изобретателем, но математика, точные науки свидетельствовали: это не мое. Классный руководитель Владислав Голованов, помню, советовал ориентироваться на госслужбу. Немного повзрослев, стал понимать, что реально мое. Это было где-то в 9-10 классах, когда я впервые спел на концерте для ветеранов в ДК им. Кулаковского. Впервые - большая сцена! Пел: «Я люблю тебя жизнь», «День победы» и «Тишина». Это был весь мой репертуар на то время.
После концерта из зала первыми выходили ветераны, было так много эмоций, такие добрые пожелания. Я тогда серьезно задумался: голос у меня есть, а как доносить до зрителей сильные душевные чувства? Надо учиться. Это сейчас я понимаю, что профессиональное пение - это огромный труд, постоянные репетиции, работа над собой, а тогда, конечно, все представлялось гораздо легче.
- Мне, возможно, что-то досталось «по наследству», ведь в нескольких поколениях по линии мамы были священники Поповы, многие пели в церковных хорах. А отец, геолог, пел под гитару, он очень любил Высоцкого, сам сочинял стихи и в душе явно был музыкантом.
- А где проходило детство — только ли в Якутске?
- Дача у нас была на Белом озере. О природе Якутии особые воспоминания благодаря этнографическим экспедициям мамы. Когда мне шел пятый год, мы с ней ездили на Колыму. В память врезались картины нашей таежной полевой жизни, первый раз я стрелял из ружья, проверял сети.
Сейчас понимаю, что, когда жил в Якутии, было много времени для общения с природой! Мы выросли в гармонии с природой, и эта гармония дает мне теперь поэтический настрой.
Вообще я рос застенчивым, в детстве очень не любил быть на публике. Помню, мама на семейных встречах просила меня петь, а я не знал, куда деваться от стеснения.
- Остались ли друзья, родные в Якутии?
- Да, в Якутске живет мама, Людмила Николаевна, она по-прежнему в науке. Есть друг Лева Тимофеев, он работает в Институте космофизики. Когда есть возможность, мы с ним общаемся. Мы с ним совершенно разные, он математик, я творческий человек, но дружим уже много лет. Сейчас он занялся охотой, рыболовством, вот, мечтаю, как бы на неделю выбраться с ним в лес, на родную природу.
- А в череде репетиций есть ли время для отдыха?
- Теперь вынужденный отдых, в связи с общим карантином. До этого такой накал был: подготовка к премьерным спектаклям, к 75-летней годовщине Победы в мае, но пока все остановилось… Спасает природа. Несколько дней провели у озера под Петербургом. Зато теперь есть время поразмышлять, что-то переосмыслить.
- Уже девять лет ты являешься солистом «Академии молодых оперных певцов» Мариинского театра, которой руководит народная артистка России Лариса Гергиева. При каких обстоятельствах произошла ваша встреча? Какие чувства испытывал, когда тебе предложили работать в Мариинском театре?
- Я участвовал во всероссийском конкурсе, а после выступлений ко мне подошли с предложением работать в Большом театре. Лариса Абисаловна спросила: "Поедешь в Санкт-Петербург?" Конечно, я был взволнован и сразу согласился. Попал в «Академию молодых певцов», заканчивал консерваторию, но определенных творческих перспектив тогда у меня не было. Из окон консерватории был виден Мариинский театр, и я, глядя на него, думал, как хорошо бы там работать. Ну, вот, а теперь уже из окон Мариинского театра смотрю на консерваторию. Надо всегда следовать своей мечте, быть уверенным, что все исполнится, - видимо, это действительно так.
- Что запомнилось более всего в первые годы жизни в Санкт-Петербурге и стал ли этот город для тебя родным?
- Самые яркие события в личной жизни были пока в Якутске: первая любовь, наш дом, и все, что с ним связано. Когда оказался в Санкт-Петербурге, первое время не покидало такое чувство, будто «из родной почвы» пересадили. В большом городе каждый за себя, здесь все по-другому. Повидал дворы Купчино, окраины Петербурга, но, думаю, этот опыт для меня полезен.
Во время учебы в консерватории выступал и в ресторанах, и на вечерах. Не все так просто, были две разные жизни. Постепенно обрастал знакомствами, сейчас есть друзья из числа сверстников, коллег и людей, занятых в совсем других сферах жизни. А Петербург теперь знаю, возможно, лучше некоторых петербуржцев.
- Ты уроки какие-то извлек для себя в Санкт-Петербурге?
- Я из Якутска уезжал наивным, мне казалось, что мир добрый, здесь я закалился. Петербург для меня – учитель, просветитель.
- Что для тебя лично сегодня Мариинский театр?
- Мариинский – первый театр. Он громкий, большой, крутой, в нем очень непросто: большое производство, в нем легко затеряться, если не имеешь стержня, закалки. Успеха добиваться сложно.
Очень много репетиций. Но кроме классических произведений хочется петь и популярные песни, нести эмоции и радость людям. А еще мечтаю об участии в просветительских проектах. Финансовая сторона, успешность, популярность - это для меня не самое главное. Надо, чтобы люди на концертах чувствовали себя счастливыми, получали массу позитивных эмоций.
- Многие слушатели отмечают, что ты поешь очень душевно, проникновенно...
- Есть слушатели, почитатели, которые искренне поддерживают. Уважаю и конструктивную критику. Без этого было бы сложно.
- Планируешь ли выступить с сольным концертом в Якутске?
– Да, конечно. Я уже выступал в Якутске как приглашенный солист Филармонии Якутии. Это был академический концерт. Хочется, как в Большом Концертном зале «Октябрьский», где 8 марта состоялся мой сольный концерт с символическим названием «Город влюбленных», для моих земляков в Якутии исполнить и классику, и что-то популярное, из эстрады.
- Кто повлиял на твое творчество, кто стал примером?
- До 15 лет я мало знал певцов, потом услышал Дмитрия Хворостовского, восхитился его голосом, манерой держаться. Позднее побывал на его концерте. В моем исполнении находят что-то похожее то на Муслима Магомаева, то на Сергея Захарова. Стараюсь учиться у мастеров, но искать свою манеру исполнения, свой стиль.
- Кому ты в своей жизни благодарен?
- Спасибо хочется сказать многим. На протяжении жизни все в меня вкладывали. Семья - в первые годы, пока шло становление личности. Родители воспитывали любовь к земле. Помню якутские языческие обряды – на природе обычно «кормили» огонь.
Я благодарен каждому, кто был и есть в жизни, даже своим врагам. К тридцати годам уже начинаешь оценивать прожитое, делать выводы. Мама и папа, сестра и бабушка Сима Ивановна, школа номер 33 многое дали. Учителя Владислав Алексеевич Голованов, Наталья Ивановна Степанова. И, конечно же, книги. Мы в школе и боевыми искусствами занимались, и военной подготовкой. Много слагаемых.
А в консерватории, когда в 18 лет попал к знаменитому оперному певцу Юрию Михайловичу Марусину, получил мощное мужское воспитание. Он четко, по-мужски, по-военному разговаривал, приучал к дисциплине. Впечатлили общение с великой Еленой Образцовой и встреча с легендарным Иосифом Кобзоном. Всем, всем искренне благодарен.
Справка:
Чернецов Григорий Олегович родился 1 июня 1989 года в Якутске.
В 2011 году окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н.А.Римского-Корсакова.
С 2011 года - солист Академии молодых оперных певцов Мариинского театра. Обладатель баритона.
Постоянный участник Московского Пасхального фестиваля. Выступал в Большом театре Женевы, Театре принца-регента в Мюнхене, концертных залах России и Европы.
• Лауреат VIII Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой (Санкт-Петербург, 2011, I премия)
• Лауреат V Всероссийского конкурса молодых оперных вокалистов им. Надежды Обуховой (Липецк, 2012, I премия)
• Лауреат IX Международного конкурса молодых оперных певцов им. Римского-Корсакова (Тихвин, 2015, II премия)
• Лауреат III Международного конкурса молодых оперных певцов им. Максима Михайлова (Калуга, 2013, II премия)
Репертуар в Мариинском театре:
Евгений Онегин («Евгений Онегин»)
Пославский, Олесницкий («Пан воевода», концертное исполнение)
Ланчотто Малатеста («Франческа да Римини», концертное исполнение)
Гитарист («Зори здесь тихие», концертное исполнение)
Фонарщик («История Кая и Герды»)
Дмитрий Философов («Зинаида»)
Сильвио («Паяцы»)
Хореб («Троянцы»)
Валентин («Фауст»)
Моралес («Кармен»).