Вы здесь

Нет стереотипам: балалайка – это ДРАЙВ!

«Балалайка – душа России» - под таким звучным названием в Якутске 24 марта прошёл дальневосточный Гала-концерт одноимённой Всероссийской акции по пропаганде исполнительства на русских народных инструментах. Мастерство солистов и интереснейшая концертная программа, содержавшая многообразие музыки - от вариаций современных композиторов на темы русских народных песен до фламенко и классики джаза, превзошли ожидания слушателей и разрушили стереотип о балалайке, как о сугубо фольклорном инструменте.

В Гала-концерте якутяне приветствовали лучших из лучших в искусстве исполнительства на балалайке - художественного руководителя Всероссийской акции «Балалайка – душа России», профессора РАМ им. Гнесиных, лауреата международных конкурсов Андрея Горбачёва (г. Москва), выдающихся солистов Дальнего Востока и Восточной Сибири - заслуженного артиста Якутии Дмитрия Швецова (г. Алдан), лауреата международного конкурса Александру Кропачеву (г. Иркутск) и Алексея Тюрина (г. Хабаровск). Концерт сопровождал Государственный концертный оркестр Якутии под руководством заслуженного деятеля искусств Якутии Натальи Базалевой и отличника культуры Якутии Юлии Швецовой.

В руках мастера возможности балалайки поистине безграничны – это убеждение не заставило себя ждать. Инструмент звучал современно и захватывающе уже в первом выходе - «Концерте-поэме» талантливого московского композитора Натальи Хондо в исполнении Андрея Горбачёва. Музыка трёхчастного концерта произвела ошеломляющее действие на публику и сразу же дала понять, что балалайке отнюдь не чужд высокий академизм. Многогранность своего инструмента продемонстрировал Алексей Тюрин, сыгравший «Кольцо души девицы» одного из самых ярких личностей в истории развития исполнительства на балалайке второй половины XX века, педагога и композитора Александра Шалова. Страсть и необузданная энергия наполнили звучание «Фламенко» композитора и гитариста Евгения Баева в исполнении Дмитрия Швецова. Дуэт «Навара» испанского композитора и скрипача Пабло де Сарасате был исполнен ярко и артистично Дмитрием Швецовым и Александрой Кропечевой. Ещё одним необычайно запоминающимся дуэтом вечера стал Концерт-поэма для балалайки и кларнета, написанный советским композитором, дирижёром и педагогом Николаем Пейко, в исполнении Дмитрия Швецова и солиста филармонии, кларнетиста Ивана Заболоцкого. Уникальное произведение представил виртуоз и экспериментатор Андрей Горбачёв в своём втором выходе - Концертную фантазию советского композитора, народного артиста России Игоря Фролова на темы из джазовой оперы Дж. Гершвина «Порги и Бесс». Кульминацией концертной программы стала совместная игра всех четверых виртуозов в унисон – с неподдельным драйвом и позитивной энергетикой ими были исполнены «Полонез №1» организатора и руководителя первого в истории России оркестра народных инструментов, композитора, балалаечника-виртуоза Василия Андреева, «Гротеск и размышление» Евения Тростянского,  «Болеро» Натана Шульмана, «Валенки» Александра Шалова. Завершился концерт под задорные «Шмелиные буги» Джека Фина. Программа, длившаяся более двух часов без перерыва, пролетела на одном дыхании и в этот вечер инструмент балалайка по-настоящему покорил сердца якутян. 

Текст: Аина Ефимова

Фото: Ион Иванов 

Русский