В рамках юбилейных празднований 100-летия со дня рождения выдающегося общественного деятеля, первой в Якутии женщины-дирижера Галины Михайловны Кривошапко 16 июня в 14:00 состоится Открытие выставки и круглый стол.
Приглашаем всех желающих, вход свободный
Vivat, Галина!
Галина Михайловна Кривошапко является первой в Якутии женщиной - дирижером симфонического оркестра. Она стояла у истоков становления якутского профессионального музыкального искусства и внесла огромный вклад в его успешное развитие. Ее имя пользуется заслуженным уважением и признанием не только в нашей республике, но и далеко за ее пределами.
Приехав в нашу республику в далеком 1941 г., она стала работать в Якутском радиокомитете, на всю жизнь связав свою творческую судьбу с нашим северным краем. В 1946 г. Галина Кривошапко стала художественным руководителем и главным редактором музыкального вещания Якутского радиокомитета. Обширная исполнительская практика, артистическая воля, организаторские способности помогли ей взять на себя новый круг обязанностей. В 1949 г. под ее руководством к 150-летию А.С. Пушкина состоялась премьера концертного исполнения оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского на якутском языке, а в 1952 г. – к 30-летию Якутской республики ею была осуществлена первая сценическая постановка оперы «Алеко» С.В. Рахманинова на русском и якутском языках. В 1950 г. Г.М. Кривошапко взялась за постановку первой национальной оперы «Ньургун Боотур» М.Н. Жиркова и Г.И. Литинского, написанной по мотивам якутского эпоса олонхо. Галина Михайловна была твердо убеждена в том, что репертуар исполнительского коллектива в национальной республике должен пропагандировать самобытную культуру коренных народов.
После успешной премьеры Галина Кривошапко поехала на курсы повышения квалификации при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского и одновременно прошла стажировку в Большом театре СССР (1950-1951гг). Неизгладимое впечатление на нее оказало общение с выдающимися музыкантами – дирижерами Н. Головановым, А. Мелик-Пашаевым, В. Небольсиным, певцами С. Лемешевым, М. Максаковой, В. Давыдовой. В 1955-1959 гг. Г.М. Кривошапко обучалась Московской консерватории на оперно-симфоническом отделении теоретико-композиторского факультета в классе прославленных мастеров советского дирижирования – профессоров Л.М.Гинзбурга и Б.Э.Хайкина.
Стремительно развивающееся профессиональное искусство молодой автономной республики нуждалось в профессионалах. В 1957 г. Г.М. Кривошапко была назначена художественным руководителем и главным дирижером Декады якутского искусства в Москве. В заключительных днях декады Галина Михайловна дирижировала оркестром Большого театра СССР.
С 1959 г. после окончания Московской консерватории ее профессиональная деятельность была связана с Якутским музыкальным театром. Г.М. Кривошапко была одним из основоположников его классического и национального репертуара. Она руководила историческими постановками первых якутских опер «Ньургун Боотур» М.Н. Жиркова и Г.И. Литинского, «Лоокут и Ньургусун» Г.А.Григоряна, якутских балетов «Полевой цветок» М.Н. Жиркова и Г.И. Литинского, «Радость Алтана» Г.И. Литинского, «Чурумчуку» Ж.А. Батуева, первой якутской оперетты «Цветок Севера» и первой оратории «Якутская праздничная» Г.А.Григоряна, а также других произведений якутских композиторов. Она стала инициатором постановок русских и европейских опер, балетов, таких как «Евгений Онегин», Лебединое озеро» П.И. Чайковского, «Алеко» С.В.Рахманинова, «Вальпургиева ночь» Ш. Гуно, «Аршин Мал-Алан» У. Гаджибекова.
В 1965 г. Галина Михайловна встала за пульт симфонического оркестра Якутского Радиокомитета, став его бессменным главным дирижером и художественным руководителем. Умение работать с симфоническим оркестром – это особое искусство, требующее полного самопожертвования и самоотдачи. Для того, чтобы стать дирижером большого симфонического коллектива, надо помимо музыкальной эрудированности, высокого интеллекта, таланта, обладать также и волевыми качествами сильной личности.
Почти половина из сыгранной оркестром музыки значилась в афишах концертов под ремаркой «исполняется впервые в Якутии». Тогда многое ею делалось с этими титрами – столь свежи и новы были для наших слушателей произведения эпохи барокко, венских классиков, композиторов-романтиков, русских авторов, советских композиторов, композиторов братских республик, - Тувы, Киргизии, Узбекистана, Бурятии и городов сибирского региона – Иркутска, Новосибирска, Красноярска. Концерты симфонического оркестра пользовались большой популярностью у публики. Помимо регулярной работы на якутском радио и телевидении, проведения фондовых записей, выступлений в открытом эфире, оркестр вел активную концертную деятельность, выезжал на различные концертные площадки города, районов Якутии.
В программы симфонических концертов, составлявшихся, обдуманно и с большим вкусом, обязательно включались произведения якутских композиторов. Симфонический оркестр под управлением Г.М. Кривошапко стал своеобразной творческой лабораторией якутских авторов, где они могли воплотить свои самые смелые идеи и замыслы. Выступления Галины Михайловны с оркестром Большого театра СССР и Академического оркестра Ленинградской филармонии, исполнившими лучшие произведения якутских композиторов, вошли в золотой фонд Всесоюзного радио. На протяжении свыше полувека симфонический оркестр республики способствовал становлению и успешному развитию национальной композиторской школы, расцвету якутского симфонизма.
Творческие ипостаси Галины Михайловны многогранны. Способности дирижера, талантливого руководителя, лектора-просветителя сочетались в ней с эрудицией теоретика. Г.М. Кривошапко известна как автор рецензий, статей, работ о музыкальной культуре республики, главным из которых стал фундаментальный труд «Музыкальная культура якутского народа» (1982).
Г.М. Кривошапко явилась инициатором и художественным руководителем первой записи якутского эпоса олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» в исполнении заслуженного артиста ЯАССР Г.Колесова на Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия» с приложением аннотаций на иностранных языках. Это стало эпохальным моментом фиксации эпического творчества якутского народа и его первой презентацией на всесоюзном и международном уровнях. В наши дни, когда олонхо признано ЮНЕСКО шедевром нематериального наследия человечества, мечта Галины Михайловны о международном признании якутского эпоса воплотилась в жизнь
Выдающаяся подвижническая деятельность Г.М. Кривошапко была отмечена многими высокими званиями и наградами. Ей были присвоены почетные звания заслуженного деятеля искусств РФ, народной артистки РС (Я), лауреата Государственной премии им. П.А. Ойунского. В 2000 г. Фонд развития отечественного музыкального искусства им. П.И. Чайковского за большой вклад в национальную культуру якутского народа и искусства дирижирования вручил ей одну из самых престижных премий страны - «Золотой Аполлон».
Татьяна Павлова-Борисова
музыковед, кандидат искусствоведения