Завораживающий голос Востока, уникальный национальный инструмент – 11-ти струнный азербайджанский тар услышали якутяне в рамках III Международного фестиваля "Встречи Шедеров ЮНЕСКО на Земле Олонхо". В сопровождении симфонического оркестра Symphonica ARTica Государственной филармонии Якутии под руководством Натальи Базалевой выступил виртуозный тарист, заслуженный артист Азербайджана Сахиб Пашазаде.
Магия этого инструмента выдержала испытание временем. Тар - один из немногих национальных музыкальных инструментов, для которых специально создаются музыкальные произведения. Азербайджанские композиторы создали ряд крупных произведений, в том числе, концертов для тара с оркестром.
Инструменту подвластен широкий репертуар, по словам Сахиба Пашазаде – «на таре можно исполнять почти всю зарубежную классику». Однако в программе концерта преобладали сочинения азербайджанских композиторов, которые, конечно же, вызвали искренний интерес слушателей. Второй концерт для тара с оркестром Г. Ханмамедова, написанный в 50-года XX века, был исполнен заглавным произведением программы.
Виртуозная игра Сахиба Пашазаде восхитила якутскую публику. Слушатели делились впечатлениями – «когда поёт тар, кажется, будто звучит ни один инструмент, а сразу несколько завораживающих голосов».
Сочинения композиторов Азербайджана «Пой, тар», «Лирическая песня», «Шуша», произведения «Лезгинка», «Золотая невеста», «Джанги», написанные на национальные мотивы, и многое другое звучали возвышенной песней для каждого сердца.
Исполнение соло азербайджанского классического мугама «Сегях» стало одним из ярчайших впечатлений программы. Этим лирическим мугамом традиционно выражают чувства любви и привязанности – любви в ближнему, к Родине, в Богу, к ребёнку. Тар играет исключительную роль в мугамном искусстве - одном из основных жанров азербайджанской традиционной музыки. Азербайджанский мугам, как и инструмент тар, признан мировым нематериальным культурным наследием ЮНЕСКО.
Сахиб Пашазаде о работе с оркестром Symphonica ARTica:
- Мне очень понравилась гибкость оркестра Symphonica ARTica - они с полуслова меня понимали. В этом, конечно же, большую роль играет дирижёр – как только у нас с Натальей Владимировной Базалевой началась работа, мы сразу почувствовали друг друга. Я знал, что оркестр юный, создан всего несколько лет назад, но, не смотря на это, у них уже хороший опыт работы с солистами. Произведения из программы оркестр играл впервые, и у нас всё получилось. Уже с первой репетиции я был доволен оркестром, успокоился. Мне было очень приятно работать с дирижёром и оркестром.
Текст: Аина Ефимова
Фото: Семен Попов