Новой симфонической программой «Две легенды одной эпохи» открылся VI Международный арктический музыкальный фестиваль "Северное сияние" и новый концертный сезон 2016-2017 Государственной филармонии Якутии им. Г. М. Кривошапко.
1 октября в Международный день музыки звучала музыка Сергея Прокофьева и Дмитрия Шостаковича - двух новаторов своего времени, ставших классиками советского музыкального искусства, чьи юбилеи отмечает в этом году вся страна. Симфонический оркестр филармонии Symphonica ARTica под руководством заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан, главного приглашённого дирижёра Филармонии Якутии Рашида Скуратова (г. Казань), представил программу, раскрывающую для слушателя многогранное творчество великих композиторов в жанрах симфонии, балета, а также зародившемся в XX веке новом искусстве киномузыки.
Основой концертной программы явились два знаковых сочинения авторов. Сюита из балета "Золушка" Прокофьева в первом отделении прозвучала со всей тонкостью и скрупулёзностью, раскрывающей волшебство каждого звука. Сергей Прокофьев начал работу над балетом для Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинский театр) в 1940—1941 годах. Композитор создавал свой балет для великой русской балерины Галины Улановой. Работа шла успешно до того, как Великая Отечественная война перечеркнула все планы - балет был отложен на долгих два года. Премьера спектакля состоялась 26 декабря 1945 года в Москве, на сцене Большого театра. В следующем году композитор из музыки балета составил три сюиты, две из которых заняли прочное место в симфоническом репертуаре.
Исполнение Первой симфонии Шостаковича во втором отделении оживило множество ярких противоречивых образов, вложенных в неё юным композитором. «Первая симфония сыграла важную роль в моей композиторской жизни. Успех её укрепил меня в убеждении, что мне следует всерьез заниматься композицией. В симфонии была попытка воплотить глубокое содержание, и хотя сочинение было во многом еще незрелым, в нем ценно, с моей точки зрения, именно это искреннее стремление отразить жизнь, действительность» - писал позже Шостакович. Первая симфония принесла невиданный успех автору. Она была исполнена во многих городах страны, приобрела широкую известность и за рубежом. В 1927 году симфония прозвучала в Берлине, затем — в Филадельфии, Нью-Йорке. Ее включили в свой репертуар крупнейшие дирижеры мира. Так девятнадцатилетний композитор вошел в историю музыки.
Ценной и, в то же время, не совсем очевидной гранью наследия столь крупных композиторов-симфонистов является музыка для кинофильмов. В программе были исполнены - Сюита из музыки к фильму «Поручик Киже» Прокофьева и Музыка к фильму «Гамлет» Шостаковича. Режиссёр «Гамлета» Григорий Козинцев в своём письме к Шостаковичу писал: «Я уже много лет поражаюсь: услышав Вашу музыку, я слышу свой замысел - самое в нём для меня дорогое». Действительно, уже в первые годы существования звукового кино некоторые композиторы стремились не просто иллюстрировать изображение, но и обогащать и углублять его. Наибольший интерес в этом отношении представляла новаторская музыка Дмитрия Шостаковича. Наряду с ним в кинематограф приходят знаменитые советские композиторы - Сергей Прокофьев, Юрий Шапорин, Арам Хачатурян, Дмитрий Кабалевский и другие. Многие из них на протяжении всей своей творческой жизни сотрудничают в кино. Зачастую образы, возникшие в кино, становились основой для самостоятельных симфонических произведений.
Программы дирижёра Рашида Скуратова всегда представляют большой интерес для меломанов нашей столицы - не стал исключением и минувший концерт. Можно сказать, что программа не была весьма характерна для концерта-открытия фестиваля. В концерте не было торжественности и бравурности, которые, казалось бы, могли быть уместны для начала фестиваля. Напротив – в нём была та камерность и утончённость, в которой каждый из присутствующих смог найти гармонию и отдохновение.
Текст: Аина Ефимова (в статье использованы материалы с сайтов belcanto.ru и kinozapiski.ru)
Фото: Ион Иванов