Вы здесь

Фабио Мастранджело: "Публику нужно воспитывать"

Текст: Иван БАРКОВ
Фото: Автора

YAKUTIA.INFO. Филармония Якутии представила концерт «Buona sera, Fabio». Из названия понятно, что дирижером был Фабио Мастранджело под руководством которого симфонический оркестр "Симфоника Артика" исполнил очень примечательную и как говорит сам маэстро "сложную программу" с двумя произведениями, прозучавшими впервые. О том, что он подобрал для открытия нового сезона, а также в целом о своих наблюдениях о развитии музыкальной культуры в России, основанных, в том числе и на своем личном опыте в руководстве оркестром, в своем интервью рассказывает Фабио Мастранджело. 

О программе, английских композиторах и построении программы

На этот раз оркестром будут впервые исполнены новые произведения. Почему Вы отобрали именно их?

- К первому большому концерту нового сезона мы подготовили очень достойную программу. Она очень трудная, в особенности Симфония №1 английского композитора Эдуарда Элгара. Я сам учился в Англии и поэтому очень много исполнял и дирижировал английскую музыку, поэтому могу сказать, что очень неплохо знаком с ней. А такие композиторы, как Элгар и Бриттон, являются самыми для меня значительными, хотя мне также дорог и Артур Блисс, но его почему-то очень мало исполняют как на родине, так и в других странах. Думаю, что в России его исполнял пока только я – это была «Музыка для струнных» и, кстати, в будущем мы обязательно сыграем ее в Якутске. Но пока в программе Элгар – это огромная симфония, которая длится около часа. Мы специально отобрали это произведение, чтобы сыграть его в Мариинском этой осенью и логично, что именно Элгаром мы открываем сезон. Дирижер Павел Васьковский провел очень хорошую предварительную работу, занимавшись с оркестром на протяжении двух недель. Помимо этого, музыканты  много работали самостоятельно. И уже со мной мы сделали несколько больших репетиций, поскольку еще раз скажу, что симфония сложная. Все поняли, что нужно подойти серьезно к подготовке и исполнению. Другое произведение, которое мы исполняем на нынешнем концерте, – это «Концерт для фортепиано с оркестром» Шумана. Безусловный шедевр, который находится в репертуаре, наверно, всех оркестров мира. Но в Якутске мы его еще не исполняли, поскольку хотелось, чтобы оно прозвучало на хорошем инструменте, а у нас его нет. (Единственный хороший рояль есть в ГТОиБ - прим. авт.) Я не говорю о том, что он должен быть здесь – у нас даже нет своего здания. Но для дальнейшего развития зал нам нужен, я всегда об этом говорю. И условия нужно создавать. 

К сожалению, без своего зала всегда нужно с кем-то договариваться. И  хранить хорошие инструменты сложно.

- Если вернуться к программе, то еще мы исполним «Таас Хайа» молодого якутского композитора Николая Михеева. Это произведение мы уже исполняли в Москве и Санкт Петербурге. В ней есть и симфонизм, и рок, и традиционные якутские инструменты.

А как в одной программе сочетается довольно разная музыка?

- Надо сказать, что Элгар хоть и моложе Шумана, но его можно отнести к постромантикам - это такой английский Брамс. Мне кажется, эти два композитора хорошо подходят друг другу - это романтическое настроение. А что касается музыки Михеева, то далеко не все программы строятся на подобии, зачастую это даже не правильно. Я жил в Канаде более десяти лет и могу сказать, что там оркестр обязательно включал в программу по одному произведению современных композиторов, а далее могли идти Моцарт, Бетховен, Рахманинов и так далее. Поэтому не вижу здесь проблемы. Программы могут строиться и на контрасте.

О том, что происходит в академической музыкальной культуре в России

Как, на Ваш взгляд, за те годы, что Вы провели в России, музыкальная культура развивается в нашей стране?

- В России, так же как и везде, развитие идет неоднозначно. Возьмем опять Валерия Гергиева, который в своих программах часто представляет не только классику академической музыки. Например, за последние годы он со своим оркестром исполнил все произведения Прокофьева – это огромное достижение. До него в России никто этого не сделал. И исполнил он и балет, и оперу, и симфонические произведения, и даже музыку для кино, поскольку у Прокофьева есть все. То же самое касается и Шостаковича - несмотря на то, что его исполняли, но в том объеме, в котором это делает маэстро Гергиев, до него также этого не было сделано. За три дня он может исполнить все пятнадцать симфоний. И это невозможно переоценить. Это важно для всех музыкантов, для слушателей, и для России это очень важно. Это то же самое, как представить, что в Италии сыграли все оперы Верди. Но в то же время в программах у Гергиева бывают и Тищенко, и Щедрин, и другие современные композиторы, поскольку дирижер не может оторвать себя от того, что происходит в современном музыкальном мире. И исторически композиторы имели связи с дирижерами. Взять хотя бы Пуччини и Тосканини. И то, что делает Валерий Гергиев -  заслуживает глубочайшего уважения.

А авторитета Валерия  Гергиева хватает на всю Россию?

- И я в своей работе стараюсь делать также – открывать что то новое. Например, совсем недавно я впервые в Санкт Петербурге исполнил музыку японского композитора Тору Такэмицу. Абсолютная классика для Японии и совсем незнакома нашему слушателю. И как ни странно, зал был заполнен. По моей инициативе я передал запись Темирканову и попросил исполнить его эту музыку. Или взять подготовленную мной программу швейцарской музыки и в частности современного композитора Франческо Хока. Это очень сложная музыка и это важно для оркестра, исполнять такую музыку. И существует огромное количество не широко известной музыки, которую нужно исполнять.

И многие оркестры исполняют проверенные вкусами публики симфонии.

- Да. У нас в стране зачастую бывает так, что исполняют одно и то же. Четыре из семи симфоний Чайковского, две симфонии Рахманинова, три-четыре симфоний Прокофьева и так далее. Мы со своим оркестром взяли на себя смелость исполнить в год Чайковского все его четыре симфонические сюиты. Но по своему масштабу они вполне могут называться симфониями. И вот никто в России до этого не исполнил все эти четыре сюиты. Это не в качестве критики, а в качестве толчка, чтобы люди стали мыслить по-другому. Конечно, если исполняется четвертая или пятая симфония Чайковского, то концерт будет обречен на успех. Но в то же время разве Чайковский все остальное написал просто так?

А как Вам удается привлекать публику? Как сохранить этот баланс между просвещением и заполнением зала?  

- Это все субъективно. Но мне кажется, что если говорить о государственных филармониях, то это все-таки такие институции, которые должны, грубо говоря, представлять услуги стране. То есть чего мы хотим? Чтобы были сыграны только программы, на которые будут точно проданы билеты или все же играть большое количеcтво произведений и тем самым поднять уровень наших оркестров, который уже очень неплохой? Мы в Санкт Петербурге выбрали непростой путь – у нас в «Мьюзик холле» формируется новая публика, поскольку до того момента, как я стал там работать в качестве художественного руководителя, классическая музыка там не исполнялась. Но в городе уже существует несколько мест, да и каких, где такая музыка традиционно исполняется. Нам повезло с локацией – на Петроградской стороне есть только «Мьюзик холл».

Но все же мы избрали непростой путь – мы не стали играть только известные произведения, рассчитывая только на заполняемость зала. Мне кажется, что публику тоже нужно воспитывать – и поэтому мы играем как известные произведения, но в то же время стараемся играть что то особенное.
Могу сказать, что публика к нам приходит и оценивает то, что мы играем. И к тому же я считаю, что нужно исполнять современную музыку - без этого развития не будет. Еще добавлю, что на Западе репертуар оркестров все же шире, чем в России, но если взять мою родную Италию, то это не так. Там симфонической музыке не уделяют должного внимания, отдавая предпочтение оперной музыке. И скажу еще, что русская музыка занимает солидное место в репертуаре любого западного оркестра.

Русский