Текст: Иван БАРКОВ
Фото: автора
YAKUTIA.INFO. Дирижер Рашид Скуратов и симфонический оркестр Филармонии Якутии «Симфоника Артика» под его управлением представили в концертном зале ДШИ новую программу, посвященную русской музыкальной традиции рубежа 19-20 века.
Помимо двух произведений Чайковского, были представлены и сочинения двух довольно малоизвестных для широкого круга слушателей композиторов Сергея Танеева и Александра Глазунова. Вот как этот выбор объясняет маэстро Скуратов: «Я хочу сказать, что на рубеже веков у нас были замечательные композиторы, которые оставили огромное наследие и часть из этого наследия, к сожалению, не исполняется и Глазунов, как раз один из них. Почему так? Многие, как я уже об этом не раз говорил, прикрываются кассой – то есть слушатели не пойдут на неизвестные им имена.
Но я считаю, что музыка этого периода заслуживает намного большего. Особенно это касается симфонии Танеева, которую мы сыграли во втором отделении. Это произведение – высший пилотаж симфонической формы развития музыкального материала. Танеев написал эту симфонию, пройдя огромный и глубокий путь новатора.
Что такое новатор в музыке? Композитор, который пишет музыку, проходит изучение всех музыкальных «кирпичиков» - как развивать и писать музыку такт за тактом. Он глубоко изучал систему контрапунктов и полифонии. И как раз эту Четвёртую Симфонию он написал, уже достигнув колоссального понимания развития симфонического материала. И после этой симфонии он сказал, что больше писать в этом жанре не будет, потому что посчитал, что достиг в нем совершенства. И обещание сдержал. А музыка совершенно замечательная».
Помимо этих сочинений русских композиторов, Рашид Скуратов вставил в эту русскую программу и произведение немецкого композитора Макса Бруха из той же эпохи. И это произведение под названием «Сюита на русские народные напевы (темы)» прозвучало впервые не только в Якутии. Это было ее премьерное исполнение для всей России - во всяком случае, на современном этапе.
«Вообще произведения этого композитора исполняют, но крайне мало. А что касается этого сочинения, то здесь нужно вспомнить и немного истории. Русская композиторская школа блистала на рубеже веков, и не только в России, но и в Европе. И в музыкальном мире был большой интерес к стране, и именно на фоне этой заинтересованности Макс Брух и увлекся Россией. Я некоторое время назад познакомился с этим произведением и мне очень захотелось его исполнить. И в дальнейшем я наверняка буду включать его и в другие «русские программы», несмотря на его, казалось бы, немецкую родину».
По завершении концерта дирижер еще раз поблагодарил публику и высказал надежду на то, что когда-нибудь у Филармонии Якутии появится свое здание и, соответственно, зал с хорошей акустикой. И музыка зазвучит еще лучше.