На музыкальном фестивале «Северное сияние» выступил известный музыкант из Армении, мастер игры на дудуке Эммануел Оганнисян, который вместе с симфоническим оркестром «Симфоника артика» под управлением Павла Васьковского сыграли несколько произведений для этого необыкновенного инструмента сразу трех армянских композиторов. Вообще, вечер по праву можно было назвать посвященным Армении, поскольку помимо выступления этого музыканта, струнный оркестр Филармонии Якутии «Арко артико» сыграл еще и несколько произведений композитора Гранта Григоряна, 100-летие со дня рождения которого отметят в следующем году. Кстати, по этому случаю, министерству культуры Армении были переданы партиртуры этого композитора, хранившиеся в архивах в Якутске.
Но главное, это конечно же чарующие и печальные звуки дудука, мелодично плачущие и вместе с тем возвышающие, заставляющие переживать. Особенно эмоционально прозвучало произведение Ваче Шарафяна, которого Эммануел Оганнисян, по его собственным словам называет среди своих самых любимых композиторов - «Концерт для скрипки и дудука со струнным оркестром». Его он исполнил вместе с первой скрипкой Филармонии Якутии Ульяной Голиковой. Оба музыканта как будто не просто исполняли этот весьма драматический концерт, но чувствовалось именно очень глубокое погружение в музыку и его исполнение стало своеобразным откровением. Не обошлось и без премьер – впервые, и именно в Якутске, Эммануел Оганнисян сыграл «Концерт для дудука с оркестром» Генриха Аннасяна, который прекрасно раскрыл весь потенциал дудука и стал удачным завершением концерта. Музыкант в небольшом интервью рассказал после концерта, который, кстати, прошлом при полном аншлаге, о своем инструменте и том, как дудук чувствует себя в современном мире.
Мне кажется, что этот инструмент наиболее сильно напоминает человеческий голос. А голос это то, что идет от души и тем более дудук инструмент духовой - то есть он тем более от души, если можно так сказать. Это старинный инструмент и на протяжении всей истории армянского народа он всегда его сопровождал – и в горе, и в радости. Он по настоящему понимает душу народа. Исторически, дудук играл во время похорон - это печальный инструмент. Но я люблю когда в дудуке есть свет и я очень стараюсь, чтобы этот свет был заметен. Свет – это божий дар, ведь во всех религиях свет - это самое главное.
Понятно, что для арменина дудук это особенный инструмент. А как вам кажется, его принимают другие культуры?
Могу сказать, что я больше играю даже в других странах. Например, в ближайший месяц у меня 17 концертов в Европе. Почти каждый день. И, как понятно, армян там будет не много. И меня всегда и, соответственно, мой инструмент принимают очень тепло. Музыка – это нечто такое, что не требует языка, ее язык универсален. И если музыка трогает, то этого вполне достаточно для ее понимания.
Какое место дудук занимает в армянской культуре в настоящее время? Молодежь интересуется этим инструментом и дудук как-то актуализируется?
Я преподаю в консерватории, в музыкальном колледже и музыкальной школе. То есть общаюсь с людьми разного возраста – и я вижу, что он востребован у молодых людей. Да, и к тому же инструмент выходит за рамки традиционной музыки – играют, например фьюжин и джаз с использованием дудука. У меня, кстати, тоже есть джаз банд. Одним словом - дудук звучит по разному. Единственно, что смущает – это то, что иногда играют как то без вкуса. Но так бывает всегда - есть хорошие музыканты, а есть не очень. Но все же хороших музыкантов больше.
А что за ваш джаз банд. Исполняете ваши собственные вещи?
Скоро выйдет диск и 11 из 12 представленных на нем композиций нашего собственного сочинения. Это такой джаз фьюжин. Это, конечно, не классический джаз. У дудука не такой большой диапазон и поэтому я сам писал композиции, чтобы они хорошо звучали именно в джазовом формате. В общем, границ как таковых нет. Если музыкант, да или просто человек загоняет себя в какие то рамки, то он, конечно, сам себя ограничивает. Я бы вообще хотел, чтобы в мире было поменьше границ, они ограничивают свободу. Не должно быть границ и в музыке - просто все нужно делать со вкусом и тогда все будет на своем месте.
Кстати, концерт состоялся в день прощания с великим Шарлем Азнавуром, и в его честь на территории Дома инвалидов, в Париже, где проходила церемония, тоже звучал дудук.
Текст: Иван Барков
Фото: Иван Барков