Вы здесь

Триумф «Symphonica ARTica»

Если в Якутске состоялся «Триумф Ойунского», то в концертном зале прославленного Мариинского театра был триумф симфонического оркестра «Symphonica ARTica» Филармонии Якутии под управлением Фабио Мастранджело.  Концерт стал венцом декады юбилейных мероприятий, посвященных 125-летию классика якутской литературы Платона Ойунского, и свидетельством высокого профессионального мастерства исполнителей. 

Вы подумайте только, какие необыкновенные вещи легли в программу и как красиво они были исполнены! Зал Мариинки аплодировал стоя, а это, поверьте дорогого стоит: он видел не мало талантливых исполнителей.

В Северную Пальмиру якутяне привезли колоритное сочинение якутского композитора Кирилла Герасимова про шамана «Ойуун», в котором, конечно, нет ни шамана, ни бубна, а тем не менее, присутствие его ощущается кожей, и бубен слышится тоже.  Целый симфоническим оркестр пытается передать бурю чувств и эмоций, переживаемых шаманом во время камлания. А как ещё это можно прочувствовать иначе, чем музыкой конечно, если только не попытаться влезть в шкуру шамана или испытать на себе его волю. За нас (не побоялся) это сделал Герасимов, а за ним Мастранджело, он, впрочем, в перерыве признался, что тема шаманов его интересовала всегда, и он ещё в детстве, в Италии, знал, что существуют такие люди. Говорит, сам, хоть и не якутянин, очень глубоко чувствует эту тему, и вот результат: уже четвертое исполнение хореографической поэмы якутского автора.

«Каждый раз, говорит Фабио, когда возвращаешься к этому произведению, найдётся дополнительная нота, которой ты раньше не слышал, а это признак хорошей музыки: каждый раз открывать что-то новое. «Ойуун» Герасимова можно назвать уже классикой. Да-да, это современная классика. Жаль, его нет на сегодняшнем концерте...».

Действительно, Кирилл Герасимов интересен и уникален: кто ещё так чувственно напишет симфоническую музыку с якутским колоритом. Мастранджело с «Symphonica ARTica» исполняет якутского композитора так, что начинаешь подозревать: именно за этим итальянец согласился ехать в Якутию. Фабио, впрочем, не возражает и признается: «Вы знаете, говорит, улыбаясь, это же была моя инициатива включать в концерты произведения якутских композиторов наряду с мировыми шедеврами!». И смотрит  на меня выразительно.

Мастранджело и Герасимов, кстати, знакомы лично. Я прекрасно помню эти концерты прямо на улице, посреди Якутска: как развернулась сцена, появились красные кресла... Как вышел оркестр и начался дождь. Люди с зонтами и без зонтов слушали классику! Дождь шёл, вдруг выглянуло солнце, а исполняли-то «Ойууна»! И было похоже, что это и есть то самое публичное камлание, которое приводило людей в неописуемый восторг. Но как-то уж очень по-итальянски легко и свободно, и Фабио пригласил на сцену Герасимова и крепко пожал ему руку, помните?

Так что они знакомы, да. На особом уровне, просвещённом, ментальном.

Все эти воспоминания навеяло исполнение «Ойууна» в Мариинке. «Это уникальный человек, говорит мне Фабио после репетиции, очень интересный и глубокий композитор». 

И я, несомненно, слегка лукавлю, когда делаю акцент на интересе к шаманской теме. Конечно, в этом есть своя доля притяжения, но Фабио, когда согласился на «Symphonica ARTica», интересовало нечто другое Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия). И теперь он об этом тоже говорил и с большим удовольствием. 

Понимаете, его ведь пригласили стать главным дирижёром оркестра, которого еще не было! Я так и представляю себе Наталью Базалеву, большого пропагандиста и энтузиаста музыкального искусства в Якутии, художественного руководителя Филармонии Якутии, занимавшую в ту пору должность заместителя министра культуры и духовного развития республики, которая отлично понимала, чем заманить именитого дирижёра. Так далеко в Якутию. Несомненно, она показала ему достижение республики Высшую школу музыки, эту уникальную музыкальную лабораторию, коей восторгаются прославленные педагоги (почти боги!) с мировым именем. Она обещала Мастранджело, что в состав оркестра войдут лучшие выпускники этой школы. Так оно и случилось.

 Оркестр «Symphonica ARTica» был создан. 90 процентов его музыкантов питомцы Высшей школы музыки. Он и теперь говорит, восторгаясь: «Высшая школы музыки это невероятная институция, это героическая организация, а педагоги – это настоящие герои нашего времени, которые стопроцентно отдали себя целиком без остатка великому служению».

И, конечно, Мастранджело очень любит своих музыкантов, после репетиции с ним они выходят из зала какими-то просветлёнными, и что немаловажно полными сил. Дирижер делится с ними своими и заряжает их новой энергией: они его скрипки, виолончели и арфы. 

С каким-то особым удовлетворением отмечает: «В составе много музыкантов-якутов, они очень хорошо ощущают тему». Впрочем, добавляет: «Хотя классику играют охотнее».

И вот вам, хотела сказать, классика. После Герасимова. Да только это не классика вовсе, а самый настоящий авангардизм: Концерт для скрипки с оркестром латышского композитора Петериса Васкса «Дальний свет», написанный для знаменитого скрипача Гидона Кремера. Абсолютно новое для «Symphonica ARTica» произведение. Мало того, у нас в роли скрипки выступает не менее знаменитый Алексей Лундин. Это же надо! Ну это совершенно в духе Натальи Базалевой: дать оркестру поиграть с лучшими музыкантами мира на лучших площадках страны (хотелось бы мира, конечно). Это и есть для них настоящий драйв. 

Но если вы хотите узнать, было ли исполнение Васкса столь же блестящим, как произведение своего национального автора, надо признать: оно было безупречным. Оно было на уровне и даже выше. Мало того, если это было четвертое исполнение музыки Кирилла Герасимовым, то Петерис Вакск вообще исполнялся впервые. Это совершенно новая для оркестра вещь, ничего подобного я раньше не слышала. И снова взрыв эмоций, и «браво», и настоящее потрясение от услышанного, какого не было.  

Да, само произведение потрясает: это такая тончайшая лирика, такие на бездыханности уловимые звуки, о которых вы вряд ли раньше что-либо знали. Шелест и шорох. Дальний свет, прекрасный и невозможный.

Алексей Лундин не играл раньше с «Symphonica ARTica», но он знаком с Фабио Мастранджело. Он доверяет ему.  Все получилось так, как кажется, великолепный Лундин и не ожидал. 

Это произведение сплетенные, стопроцентно из воздуха, звуки, из малейших его колебаний, и абсолютно невозможно дышать, когда в оглушительной тишине шепчет божественная скрипка гениального Лундина... А за спиной ни много ни мало, оркестр, прекрасно обрамляющий это невозможное волшебство... 

Ну это же «Виртуозы Москвы», это же первая скрипка! – скажете вы про Лундина. И будете правы: это так, несомненно. Но несомненно и то, что «Symphonica ARTica» составила вместе с ним отличную партию, они были вместе, они были рядом, ничуть ему не проигрывая. И Лундин был весьма приятно удивлен, потому что «Symphonica ARTica» оказался оркестром весьма высокого уровня.

После такого успеха в первом отделении стало понятно: никто из зрителей, конечно же, не уйдет. В перерыве пили кофе, обсуждали и с нетерпением ждали третьего звонка. Во втором отделении давали Гектора Берлиоза, француза, его фантазии, и было очень интересно узнать, что же это за штука такая. Вы понимаете, что это признание в любви? В пяти частях. Где есть абсолютно все: герой сходит с ума от любви, по-моему, в буквальном смысле слова, он пытается привлечь к себе внимание любимой разными способами, потому здесь есть все: и мечтания, и страсти, и желание умереть и воскреснуть — и шествие на казнь, и сон в ночь шабаша. Собственно, сочинение так и называется «Фантастическая симфония», и после каждой части зритель так и норовил искупать оркестр «браво». Фабио пришлось дирижировать и залом, усмиряя его и взывая к терпению. Невероятное произведение интересное, сумасшедшее.

Все три вещи, исполненные якутскими музыкантами в Мариинке, это, по сути своей, фантастика: от невероятной попытки проникнуть в сущность шамана до такой же поведать о сущности своих грёз и страстей. И то, как это удалось сделать симфоническому оркестру из Якутии под управлением Фабио Мастранджелло, очень достойно, действительно, заслуживает оваций и самых восторженных откликов.

То, что происходило в Концертном зале Мариинского театра, совершенно естественном образом вплеталось в стены этого храма музыкального искусств. Подумать только: каких-то шесть лет якутскому симфоническому оркестру, а он будто свой, уверенный и убежденный в своем мастерстве. Да он и в самом деле выступал на лучших площадках страны: Концертном зале московской консерватории имени Чайковского, Московской филармонии, да и в Мариинке не в первый раз.

Как-то Наталью Базалеву спросили: а волнительно ли это выступать в таких залах? «Это счастье», ответила. И правда: музыкант такого уровня не должен сидеть дома он должен являть свое искусство миру. В этом заключается его совершенствование, в этом его призвание. Выступать в залах с прекрасной акустикой, действительно, счастье для музыканта. А какое это счастье для слушателя! В Якутске, увы, таких залов нет.

Профессор Московского гуманитарного университета Александр Бородай, поздравляя Фабио после концерта, сказал: «Нужно отыграть концерт так, чтобы зрителю было мало. И вы это сделали. Мало. Хочется еще!»

Это правда: зритель искупал в овациях оркестр «Symphonica ARTica» и его дирижера, и он трижды выходил на поклон. А после, пока музыканты собирали инструменты, искушенные музыкальные критики, прослушавшие концерт от и до, с удовлетворением отмечали профессионализм исполнителей. Да и сам факт существования такого удивительного оркестра на Крайнем Севере. Нет, они искренне им восхищались.

Счастлив был музыковед Борис Козловский, который с удовлетворением признал, что «Symphonica ARTica» показал себя самым достойным образом, а, исполняя Концерт для скрипки Васкса вместе с Алексеем Лундиным, они «были равны друг другу». Много и со знаком плюс говорил об якутском Санкт-Петербургский музыкальный критик Георгий Ковалевский, восхищающийся тем, что в республике есть такой замечательный коллектив, исполняющий качественную симфоническую музыку. Это, на его взгляд, и есть самые лучшие инвестиции в будущее.

Браво якутским музыкантам! Браво, оркестр, браво, Фабио! Поклон вам, Наталья Владимировна!

С восторгом

Елена СТЕПАНОВА

 


 

Русский