В минувшую пятницу в зале Якутского научного центра СО РАН состоялась встреча с небезызвестной личностью в российском музыкальном мире – ярким композитором современности, автором множества саундтреков к художественным, документальным фильмам и рекламе Павлом Кармановым. Уже сегодня произведение московского композитора «Ре-мажор III» для вибрафона, фортепиано и струнного квинтета будет исполнено ансамблем Филармонии Якутии «CamerataYakutsk» в программе концерта «Зримая музыка». На встрече речь шла о композиторском искусстве, современной музыке и о том, что музыка в наши дни может быть гармоничной.
«Первое своё музыкальное произведение я сочинил в пять лет. Конечно же, я тогда ещё не умел записывать ноты, и в этом мне помогала мама. Не так давно в Москве прошёл концерт, состоящий из моих ранних сочинений, мы облекли его в форму музыкального перформанса» - рассказал композитор.
Павел Карманов известен экспериментами с использованием аудиовизуальных эффектов в концертном исполнении. Для всех собравшихся композитор продемонстрировал свои произведения «Искренность» и «Кембриджская музыка» в сопровождении видеоряда на экране. Музыка звучала и застывала в пейзажах природы, расцветала с рассветом и отражалась в витражах величественных дворцов.
«Был целый период в моей жизни, когда я писал произведения под условным названием «Ре-мажор», добавляя какой-либо числовой номер, как бывают сонаты № 1, 2,3 и т.д. В итоге у меня написано семь произведений «Ре-мажор» для разных составов инструментов. Это связано с тем, что ре-мажор – моя любимая тональность, и я действительно много музыки пишу в этой тональности, но далеко не всё» - поделился Павел Карманов.
«У меня прекрасные ощущения после репетиций коллектива «Camerata Yakutsk». Музыканты великолепно играют, играют с большим энтузиазмом, чего и в Москве не всегда встретишь. Музыка нравится людям, это чувствуется, и они откликаются на любое моё слово. Прекрасный ансамбль, прекрасный руководитель Дмитрий Рогов, который держит весь процесс в своих руках, и чувствуется, что этот организм работает, как хорошие часы. Спасибо Дмитрию Рогову за то, что нашёл меня через интернет и пригласил в Якутск» - композитор о работе с «Сamerata Yakutsk».
Дмитрий Рогов, руководитель ансамбля «СamerataYakutsk»: «Я поклонник музыки Павла Карманова. Когда я впервые услышал его сочинения, знаете, я буквально впал в транс. А идея проведения подобного концерта, подкреплённого видеорядом, существовала у меня уже давно, и я очень рад, что музыка Павла Карманова гармонично вплелась в этот замысел».
Павел Карманов о «нелёгкой» композитора: «Музыка рождается совершенно по-разному. Это напоминает мне работу штангиста – когда подходишь к штанге – раз дёрнул, не получилось, два дёрнул, не получилось, и так глядишь, на седьмой-десятый раз всё-таки получится. Интересная мысль может посетить в любой момент – когда гуляешь по улице, в общественном транспорте... Иногда она приходит в неудачные моменты, когда невозможно её зафиксировать или запомнить, и она забывается. Музыка - как невидимая бабочка, которая порхает вокруг тебя, и её нужно вовремя схватить и засунуть в ноты».
О самоидентификации и влиянии классики на современность:«Я не являюсь композитором-авангардистом, я, скорее, традиционалист, а ещё есть такое слово – минималист. Моя музыка вполне благозвучна и обладает некой доступностью для широкого круга слушателей. Я люблю Шуберта, люблю классическую музыку. У нас у всех одни корни, но кто-то к этим корням привязан сильнее, а кто-то в меньшей степени. Я к ним привязан весьма. В моей музыке можно услышать отголоски и Шуберта, и Баха, и барокко, и иногда Чайковского, я допускаю аллюзии в музыке».
Об опыте музыкального оформления кино: «Я написал музыку кпорядка десяти художественным кинофильмам, столько же к документальным, и к нескольким мультфильмам. Был номинирован на национальную премию «Золотой орёл» за музыку к кинофильму Андрея Прошкина «Солдатский декамерон». Писал музыку к телесериалам – например было очень приятно поработать с Наной Джорджадзенад сериалом «Только ты» и двух картинах Али Хамраева. Я много работаю с документалистами, в частности с моим другом Алексеем Ханютиным, а также написал музыку к раннему фильму Тимура Бекмамбетова «Арена».
После завершения творческой встречи с Павлом Кармановым в зале Якутского научного центра началась репетиция коллектива «CamerataYakutsk» к предстоящему концерту, а в коридоре ещё долго доносились голоса, допрос с пристрастием продолжился - публика и после встречи не торопилась отпускать композитора.
Аина Ефимова