Вы здесь

Симфонический оркестр Мариинского театра и Объединенный детский хор Якутии

27 апреля, 2014 - 19:00
ГТОиБ РС(Я) им.Д.К.Сивцева-Суорун Омоллоона

XIII Московский Пасхальный фестиваль – в Якутске:

Симфонический оркестр Мариинского театра   

под руководством Валерия Гергиева, солист – Денис Мацуев 

27 апреля в рамках XIII Московского Пасхального фестиваля на сцене Государственного театра оперы и балета им. Д.К. Сивцева-СуорунОмоллоона состоятся два концерта Симфонического оркестра Мариинского театра.  

Дневной концерт (начало – в 15.00) - Симфонический оркестр Мариинского театра,за дирижерским пультом – Валерий Гергиев.

Вечерний концерт (начало - в 19.00) - Симфонический оркестр Мариинского театра, солист - Денис Мацуев, за дирижерским пультом - Валерий Гергиев.

В программе вечернего концерта (начало – в 19.00) – «Прометей» («Поэма огня») А. Скрябина.  Музыкальную поэму исполнит Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением маэстро Гергиева, солист – всемирно известный пианист Денис Мацуев. Со знаменитыми музыкантами выступит Объединённый детский хор Якутии.

Билеты можно приобрести в кассах Филармонии Якутии: ул. Ярославского, 27 оф. 111; ТРК "Туймаада", 1 этаж.  filarmony.ru

Справки по тел.: 47-63-35, 45-06-94. 

 

О Фестивале

С 20 апреля по 9 мая 2014 года пройдет долгожданное событие в культурной жизни России – XIII Московский Пасхальный фестиваль. Торжественному открытию форума в Большом зале Московской консерватории будет предшествовать серия предфестивальных концертов в российских регионах, которая стартует 15 апреля.

Впервые маршрут Симфонического оркестра Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева пройдет через всю страну – от Калининграда до Владивостока и преодолеет около 30 000 километров пути!

Музыканты, начав «пасхальный маршрут» в Пскове (15 апреля), выступили в Калининграде (15 апреля) и Североморске (16 апреля). После Мурманска (16 апреля) на гастрольной карте Фестиваля будет отмечен Беломорск и Петрозаводск – концерты в этих городах пройдут 17 апреля. Затем прославленный коллектив вернется в Санкт-Петербург, где состоятся два выступления в Мариинке.  20 апреля, в день Светлой Пасхи, в Москве пройдет торжественное открытие XIII Московского Пасхального фестиваля.

XIII Московский Пасхальный фестиваль состоится при поддержке Правительства Москвы, Министерства культуры Российской Федерации, Русской Православной Церкви и Министерства обороны Российской Федерации.

В Год культуры, Московский Пасхальный фестиваль своей рекордной географией и исключительно насыщенными программами вновь подтвердит высочайший статус музыкального события мирового масштаба. 

К 175-летию со дня рождения великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского и в Москве, и в российских регионах будет исполнена значительная часть его сочинений. В ряд с ними станут произведения современника Мусоргского – немецкого гения Иоганнеса Брамса.  На Фестивале прозвучат все его симфонии и все инструментальные концерты. 

А звездные имена  виртуозных  пианистов  Дениса  Мацуева и  Нельсона  Фрейре, выдающегося скрипача  Пинхаса Цукермана, восхитительной  виолончелистки Аманды Форсайт, а также молодых солистов:  виолончелистов  Александра Рамма и Анастасии Кобекиной,  пианистов Мирослава Култышева, Владимира Петрова, Сергея Редькина  и  Даниила Харитонова,  скрипачей  Алёны Баевой, Ивана Почекина и Павла Милюкова, и лауреатов XIV Конкурса им. П.И. Чайковского: обладателя гран-при пианиста  Даниила Трифонова  и обладателя третьей премии пианиста Сёнг Джин Чо добавят и московской, и региональной программам XIII сезона особый блеск! 

Посвященный 100-летию со дня начала Первой мировой войны, Фестиваль впервые задействует в своих программах коллективы Вооруженных Сил Российской Федерации, а часть концертов пройдет в региональных Домах офицеров, воинских частях, концертном зале "Александровский" и Центральном академическом театре Российской Армии.

Неизменными же останутся главные принципы Фестиваля: благотворительность, образование, просветительство, патриотизм. 

В благотворительной основе XIII Московского Пасхального фестиваля – десятки симфонических, хоровых и камерных концертов в Москве и российских регионах, концерт для ветеранов Великой Отечественной войны на Поклонной горе в День Победы,  а также целиком общедоступная звонильная программа.  При поддержке друзей и партнеров Московского Пасхального фестиваля и Благотворительного фонда «Фонд Валерия Гергиева» будет выкуплена значительная часть билетов на симфонические и хоровые выступления и передана в социальные учреждения. Наряду с этим, часть билетов на концерты симфонической программы в регионах России будет распространяться на безвозмездной основе среди ветеранов, студентов, молодежи, военнослужащих, кадетов, а также социально незащищенных слоев населения.

 

Симфонический оркестр Мариинского театра 

Оркестр Мариинского театра по достоинству считается одним из лучших симфонических коллективов современности. Большая редкость, когда театральный оркестр ведет самостоятельную, насыщенную и при этом столь успешную концертную деятельность. Умение быстро осваивать новые сложнейшие партитуры, владение всей возможной жанровой палитрой симфонической музыки, гибкость при работе с разными дирижерами и солистами – все это, наряду с невероятно насыщенным гастрольным графиком, делает петербургский коллектив самым универсальным оркестром в мире. В 2008 году по результатам опроса ведущих музыкальных критиков крупнейших изданий Европы, Америки и Азии он был включен в список 20 лучших оркестров мира. 

Мариинский оркестр – коллектив высочайшей культуры, создаваемой не одним поколением музыкантов. За два века существования оркестра в нем играли выдающиеся российские исполнители, а за пультом стояли Гектор Берлиоз и Рихард Вагнер, Петр Ильич Чайковский и Сергей Васильевич Рахманинов, Густав Малер и Ганс фон Бюлов, Арнольд Шенберг и Отто Клемперер, Артур Никиш, ВиллемМенгельберг, Бруно Вальтер, Карлос Клайбер. Именно Мариинский оркестр впервые представил на суд публики множество сочинений, которые составляют сегодня золотой фонд европейской классики: оперы и балеты П. И. Чайковского, оперы М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, балеты Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, Б. В. Асафьева. 

История одного из старейших музыкальных коллективов России восходит к началу XVIII века, ко времени возникновения придворной инструментальной капеллы. У истоков оркестра стояли два выдающихся музыканта: почти 50 лет коллективом руководил композитор КатериноКавос, которого затем сменил Константин Лядов. С приходом в театр Эдуарда Направника начинается «золотой век» в истории коллектива. Во многом благодаря его усилиям к последней четверти XIX века оркестр завоевал репутацию одного из лучших в Европе. За 53 года работы в театре Направник разучил и поставил 79 оперных спектаклей, кроме того, дирижировал еще 30 операми, подготовленными другими дирижерами. 

В советское время блестящие традиции коллектива продолжили такие дирижеры, как Владимир Дранишников, Арий Пазовский, Евгений Мравинский, Константин Симеонов, Юрий Темирканов. 

С 1988 года оркестр Мариинского театра возглавляет Валерий Гергиев. С приходом маэстро репертуар значительно расширился. Помимо опер (среди которых в первую очередь стоит назвать тетралогию «Кольцо нибелунга» и все – начиная с «Лоэнгрина» – оперы Вагнера, исполняемые на немецком языке; все оперы Прокофьева и Шостаковича, большую часть оперного наследия Римского-Корсакова и Чайковского, произведения Щедрина) репертуар оркестра пополнился огромным количеством симфонической музыки и в настоящее время включает в себя все симфонии Бетховена, Малера, Прокофьева, Шостаковича, произведения Стравинского, Мессиана, Дютийё, Хенце, Щедрина, Тищенко, Губайдулиной, Канчели, Каретникова.

Обогащению репертуара и быстрому росту исполнительского уровня особенно способствовало открытие в 2006 году Концертного зала Мариинского театра, ставшего основной площадкой для реализации самобытных симфонических программ. 

«Концерт с участием оркестра петербургского Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева не разочарует никогда. Оркестр отличает сосредоточенная сила звучания, придающая музыке краски и крылья, заставляющая ее накаляться и полыхать». Kronen Zeitung

Под руководством Гергиева Мариинский оркестр выступает на крупнейших оперных сценах и в лучших концертных залах мира, среди которых Метрополитен-опера, Кеннеди-центр, Карнеги-холл, Королевский оперный театр Ковент-Гарден, театр Ла Скала, Театр Шатле, зал Плейель, Венский Концертхаус, амстердамский Консертгебау, Зальцбургский и Эдинбургский фестивали.

«Оркестру Мариинского театра присущи и строгая ансамблевая дисциплина, и ясность звучания. При этом каждый инструмент предстает во всем своеобразии своих красок. Духовые звучали во всю мощь и вместе с тем прозрачно, соло виолончели сияло как в сольном концерте». SvenskaDagbladet

Гастрольную программу 2013 года оркестр Мариинского театра открыл сочинениями Шостаковича в Париже и Тулузе, а также масштабной поездкой по Испании. Весенний тур, посвященный 100-летию постановки «Весны священной» Стравинского, включил Францию, Италию, Нидерланды и Австрию; затем последовали российские программы в Москве и регионах в рамках Московского Пасхального фестиваля и традиционный фестиваль Мариинского театра «Звезды белых ночей» – подлинное украшение Северной Столицы. 

Летний гастрольный тур Мариинского оркестра с Валерием Гергиевым охватил самые знаменитые фестивали Европы: он начался 29 июля на фестивале в Шлезвиг-Гольштейне и уже на следующий день музыкантов ждали на словенском Люблянском фестивале, а затем в Австрии на «Каринтийском лете». Начало августа коллектив встретил в испанском замке Пералада на XXVII Международном фестивале искусств; стал специальным гостем старейшего европейского музыкального фестиваля «Пятнадцать дней музыки» в Сан-Себастьяне. Финляндская часть летней программы ознаменовалась открытием фестиваля в Турку при участии звездного состава солистов. В конце августа Мариинский оркестр и Валерий Гергиев закрывали другой крупный скандинавский музыкальный праздник – XI Фестиваль Балтийского моря в Стокгольме. Прозвучала программа произведений близких по духу своей музыки русских композиторов – Игоря Стравинского и Родиона Щедрина. Маэстро Щедрин присутствовал в зале.

Первый день осени коллектив Мариинского театра встретил в австрийском Графенеге, затем вернулся в Словению, где показал первые две части вагнеровской тетралогии «Кольцо нибелунга» на сцене Канкарьева дома – крупнейшего концертного комплекса страны (на следующий год словенские слушатели познакомятся со второй половиной тетралогии). Несколькими днями позже маэстро и оркестр выступили на традиционном Роттердамском «Гергиев-фестивале», который нынче проходил в рамках культурного Года России-Голландии. Концерт-открытие почтила своим присутствием Принцесса Нидерландов Беатрикс. 

В первой половине октября оркестр совершил традиционный масштабный тур по Североамериканскому континенту, выступив в лучших залах США и Канады (в Симфоническом центре Чикаго, Рой-Томсон-холл Торонто, нью-йоркском Карнеги-холл, вашингтонском Кеннеди-центре и др.), сконцентрировавшись на произведениях русских композиторов – С. В. Рахманинова, И. Ф. Стравинского, Д. Д. Шостаковича. В концертах приняли участие известный дирижер Игнат Солженицын и давний друг и творческий партнер Мариинского оркестра, знаменитый пианист Денис Мацуев. Двухнедельные гастроли вызвали большой интерес публики и привлекли серьезное внимание критиков. 

«Вся программа была исполнена с невероятной виртуозностью и филигранностью. Гергиев не только привнес кристальную ясность в каждый звук каждой группы инструментов оркестра, в составе которого почти 90 исполнителей, но также придал сверхъестественное ощущение театральности происходящему… Это был подлинный сеанс музыкальной магии благодаря уникальной способности Гергиева абсолютно контролировать всех музыкантов при помощи едва заметной вибрации мизинца». Toronto Star

«Под руководством Гергиева Симфонический оркестр Мариинского театра превратился в великолепный образец всего, на что способен большой современный симфонический коллектив из 90 музыкантов. Он обладает блестящей техникой, исключительным динамическим диапазоном и роскошным звуком». Musical Toronto

«Гергиев показал себя человеком театра в высшей степени. Легким движением пальцев он рисовал грандиозную многоцветную звуковую картину партитуры Стравинского, то с бескомпромиссностью кубистов – там, где это необходимо, то с импрессионистской воздушностью». ChicagoTribune

«Под долговременным руководством Валерия Гергиева Мариинский оркестр превратился во впечатляющий инструмент». Chicago Classical Review

«“Жар-птица” с ее экстравагантной оркестровкой известна своими сияющими красками, и в исполнении оркестра Мариинского театра они особенно живо проявились в великолепии деревянных духовых». New York Times

«Это был один из лучших концертов Мариинского оркестра, на котором мне довелось побывать».  Washington Post

В последние дни ноября Симфонический оркестр Мариинского театра выступил в Люксембургской филармонии и в Центре изящных искусств Бозар в Брюсселе, а в начале декабря дал серию концертов во французской столице, продолжив крупный проект, посвященный музыке Дмитрия Шостаковича. Цикл всех инструментальных концертов и симфоний советского классика прозвучал в зале Плейель в исполнении петербургских музыкантов в течение года – с января 2013 по февраль 2014 гг. Проект включил восемь концертов и стал частью другого грандиозного цикла – «Шостакович Гергиева», уже осуществленного на крупнейших концертных площадках России, США, Великобритании, Австрии и Германии.

Большую часть декабря оркестр Мариинского театра и маэстро Гергиев посвятили концертам в России, выступив в самых отдаленных ее городах.

Январская зарубежная гастрольная программа открылась для коллектива Мариинского театра на традиционном фестивале «Классика на Красном море» в Эйлате, а в конце января оперная и балетная труппы выступили в российской столице в рамках проекта «Премьеры Мариинского театра в Москве», который проводит фестиваль «Золотая маска». В этом году петербургский коллектив был удостоен целого ряда номинаций российского театрального форума: только постановка оперы «Левша» Родиона Щедрина, написанной специально для новой сцены Мариинского театра и посвященной Валерию Гергиеву, участвовала в конкурсе на лучший спектакль, мужскую роль, лучшую работу композитора, работу художника, работу художника по костюмам. В нескольких номинациях был выдвинут балет «Весна Священная» Игоря Стравинского в хореографии Саши Вальц, премьера которого состоялась в Мариинке-2 в дни XII Московского Пасхального фестиваля; а в номинации «Лучший балетный спектакль» – одноактный балет «Concerto DSCH» на музыку Дмитрия Шостаковича в хореографии Алексея Ратманского.

Февраль 2014 года, помимо завершения цикла музыки Шостаковича в зале Плейель, ознаменовался для оркестра гастролями на ведущих сценах Испании и Андорры, в рамках которых акцент был сделан на сочинениях Густава Малера. Исполнение симфонических полотен австрийского композитора вызвало множество восторженных отзывов в испанской прессе.

«Малер – это, конечно, композитор Гергиева и оркестра Мариинского театра. … Гергиев и его музыканты (особенно хочу отметить группу виолончелей и валторны) развернули перед нами эту симфонию глубоко и мощно, подчеркивая контрасты, четко и слаженно воспроизводя архитектонику произведения, демонстрируя плотность звучания. Адажиетто было сыграно с напряжением высокой силы»La Vanguardia

«Монолитность и мощь звучания жизнерадостного рондо в финале Пятой симфонии подтвердила: перед нами действительно великий русский оркестр». ElPeriódico

Главным весенним событием для оркестра Мариинского театра и маэстро Гергиева остается Московский Пасхальный фестиваль, который в этом году, как уже говорят российские СМИ, «по охвату территории, … скорее всего, превзойдет предыдущие, он проедет действительно через всю страну» (Телеканал «Культура»). 

«Нынешний фестиваль обещает побить все рекорды и по масштабам, и по географическому охвату, и по количеству концертов. А их больше ста. Валерий Гергиев предложил идею – “пройтись одним броском” через всю Россию: от Калининграда через Урал и Сибирь до Дальнего Востока, и от северных городов до юга России. Это 30 тысяч километров!» «Голос России»

 

Валерий Гергиев

Есть люди, чьи имена являются символами эпохи. Их жизнь всецело посвящена созданию нового, культурному обогащению всего человечества. Искусство Валерия Гергиева – это эпоха в истории Мариинского театра, в истории российской и мировой музыки. Усилиями маэстро Мариинский театр сегодня – огромный культурный комплекс, который включает в себя несколько высокопрофессиональных творческих коллективов, свою певческую Академию, успешный звукозаписывающий лейбл, интернет-ТВ и радио, комплекс театральных залов и концертных сцен, совершенных в акустическом отношении – историческая и новая сцены Мариинского театра (Мариинский-2), Концертный зал, уникальные камерные залы в здании Мариинского-2, которые носят имена И. Стравинского, М. Мусоргского, С. Прокофьева и Р. Щедрина, – наконец, собственную газету, признанную в конце 2013 года лучшим российским корпоративным печатным изданием. Но и грандиозными успехами Мариинского театра не ограничивается творческая биография маэстро Гергиева: выдающийся дирижер сотрудничает с крупнейшими коллективами мира, и при этом, возглавляя Лондонский симфонический оркестр и выступая на открытии сезонов крупнейших театров и залов, Валерий Абисалович всегда помнит о своей огромной стране. Поистине человек мира, Гергиев руководит лучшими российскими фестивалями, ратует о возрождении хорового искусства, проводит концерты в помощь пострадавшим от стихийных бедствий.

Ярчайший представитель петербургской школы, воспитанник легендарного профессора Ильи Мусина, еще будучи студентом Ленинградской консерватории, Гергиев стал лауреатом самого престижного Международного конкурса дирижеров Герберта фон Караяна, одержал победу на Всесоюзном конкурсе дирижеров в Москве и был приглашен в Кировский (ныне Мариинский) театр, где в возрасте 35 лет его избрали художественным руководителем оперной труппы, а в 1996 году – художественным руководителем-директором театра. В трудные 90-е годы петербургская труппа пережила небывалый творческий расцвет. До мая 2013 года Мариинский театр работал на двух площадках – исторической сцене и сцене Концертного зала, построенного в 2006 году по инициативе Валерия Гергиева. 2 мая 2013 года состоялось открытие нового здания театра, которое получило название «Мариинский-2». С этого момента Мариинка превратилась в театрально-концертный комплекс, не имеющий аналогов в России.

В Мариинском театре Валерий Гергиев воспитал плеяду певцов мирового уровня. Под его руководством значительно обогатился оперный и балетный репертуар театра, где ныне представлен широкий спектр произведений – от музыкальной классики XVIII–XX вв. до самой новой музыки. Большое внимание Гергиев уделяет оперному творчеству современных российских композиторов, среди которых есть и признанные мастера (Щедрин, Каретников, Смелков), и молодые музыканты, получившие возможность реализовать свои идеи на одной из ведущих музыкальных сцен мира.

Важным художественным достижением маэстро стало возвращение к традиции исполнения опер на языке оригинала. Так, впервые в истории российского оперного театра по инициативе и под руководством Гергиева на Мариинской сцене была осуществлена постановка на немецком языке величественной тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунга» (2003), которая получила признание не только в России, но и за рубежом.

В 2009 году по инициативе Валерия Гергиева был создан лейбл «Мариинский»: к настоящему моменту на нем вышло более 25 дисков, получивших признание публики и критики во всем мире. Каждый релиз лейбла становится «выбором редакции», «диском недели», «месяца», «года» в самых авторитетных СМИ, среди которых британские Gramophone, BBC Music Magazine, International Record Review, Daily Telegraph, французский журнал Claccica, крупнейшая газета столицы США Washington Post. Известный журнал Classica не скупится на эпитеты в адрес российских музыкантов и регулярно, с самого первого релиза лейбла «Мариинский» – оперы «Нос» Шостаковича, присуждает дискам премию «Шок года». Жюри авторитетной премии «Грэмми» обратило внимание уже на первые работы лейбла, выдвинув их на соискание награды в пяти главных номинациях. Многие пластинки были номинированы на другую престижную премию – International Classical Music Awards, а в январе 2014 года этой награды была удостоена запись оперы «Игрок» Прокофьева. Среди других высоких наград лейбла «Мариинский» – премии Clef du Mois, MIDEM Classical Awards, ECHO Klassik и др.

Валерий Гергиев – основатель и художественный руководитель международных фестивалей: «Звезды белых ночей», Московского Пасхального фестиваля, «Гергиев-фестиваля» в Нидерландах, «Классика на Красном море» в Эйлате (Израиль), Международного фестиваля в Миккели (Финляндия) и многих других важных российских и зарубежных событий. Он также председатель оргкомитета самого значительного российского конкурса – Международного конкурса имени П. И. Чайковского, Почетный президент Эдинбургского международного фестиваля, декан факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета.

Чрезвычайно востребовано дирижерское искусство Валерия Гергиева – музыкант сотрудничает с лучшими коллективами мира: является главным дирижером Лондонского симфонического оркестра, выступает с Венским, Нью-Йоркским, Роттердамским филармоническими оркестрами, оркестром Ла Скала, дирижирует в театре Метрополитен-опера. В 1997 году, после ухода из жизни Георга Шолти, Валерий Гергиев принял руководство Всемирным оркестром мира. С 2013 года музыкант возглавляет созданный по инициативе нью-йоркского Карнеги-холл Национальный молодежный оркестр Америки, а с 2015 станет главным дирижером Мюнхенского филармонического оркестра.

Велики заслуги маэстро в деле возрождения российской музыкальной культуры. В сентябре 2012 года Валерий Гергиев на заседании Совета по культуре и искусству при Президенте России предложил воссоздать Всероссийское хоровое общество, которое прекратило существование в период перестройки. В 2013 году общество было создано, и 15 февраля маэстро единогласно был выбран его председателем.

Минувшее лето прошло для музыканта в напряженном гастрольном графике. Помимо великолепного петербургского форума «Звезды белых ночей», он выступил на лучших европейских фестивалях. В начале августа Валерий Гергиев и молодой пианист, победитель последнего конкурса имени Чайковского Даниил Трифонов открыли Эдинбургский фестиваль, затем играли на фестивале «BBC Proms». В Шотландии Гергиев встал за пульт Королевского шотландского национального оркестра, а в Великобритании – Лондонского симфонического оркестра. С оркестром Мариинского театра Валерий Гергиев концертировал в Австрии, Германии, Испании, Словении, Финляндии, Швеции, Голландии. В начале сентября, в год 25-летия сотрудничества с Роттердамским филармоническим оркестром, маэстро дирижировал прославленным европейским коллективом в двух концертах своего фестиваля в Роттердаме.

9 сентября Мариинский-2 открыл сезон мировой премьерой оперы «Левша» Родиона Щедрина, написанной специально для этой сцены и посвященной Валерию Гергиеву. После спектакля состоялась торжественная церемония, на которой Валерий Абисалович Гергиев и Родион Константинович Щедрин были награждены международной премией «Балтийская звезда».

Уже 23 сентября маэстро дирижировал на открытии сезона другого знаменитого театра – по ту сторону Атлантики. Опера «Евгений Онегин» в Метрополитен-опера с Анной Нетребко в партии Татьяны получила самые восторженные отклики американских ценителей классики. В первой половине октября Симфонический оркестр Мариинского театра и Валерий Гергиев совершили крупномасштабные североамериканские гастроли, а в середине месяца дирижер вновь был приглашен в главный оперный театр США, где под его управлением прошли оперы «Нос» Шостаковича и «Евгений Онегин» Чайковского с участием солистов петербургской оперной труппы.

Появление маэстро ознаменовало другое знаковое событие в мире оперы – 21 октября он выступил на открытии Государственного театра оперы и балета «Астана Опера» в Казахстане. Под управлением Валерия Гергиева состоялась премьера оперы «Аттила» Джузеппе Верди, 200-летие со дня рождения которого широко отмечается во всем культурном мире. В заглавной партии выступил «непревзойденный Аттила», солист Мариинской оперы Ильдар Абдразаков.

Грандиозный проект Валерия Гергиева, посвященный музыке Гектора Берлиоза, прошел во второй половине октября на лучших европейских сценах: в Концертном зале и на Новой сцене Мариинского театра, в венском Концертхаус, лондонском Барбикан-холл, в залах чешского Брно и австрийского Санкт-Пёльтена, в филармонии немецкого города Эссена, парижском зале Плейель. В рамках проекта маэстро встал за пульт двух возглавляемых им коллективов – оркестра Мариинского театра и Лондонского симфонического оркестра.

В середине ноября Валерий Гергиев дирижировал балетными спектаклями во время гастролей Мариинского балета в Гааге – европейской столице современного танца, которые проходили в рамках Года России-Голландии. Другое важное художественное событие европейской музыки состоялось в ноябре в Польше. Это фестиваль к 80-летию композитора Кшиштофа Пендерецкого, на закрытии которого во время исполнения грандиозного «Credo» Валерий Гергиев дирижировал более чем 200-ми музыкантами: симфоническим оркестром Sinfonia Varsovia, Варшавским филармоническим хором, хором Польской национальной оперы, Варшавским хором мальчиков, солистами-вокалистами. Уже на следующий день маэстро выступал в Санкт-Петербурге, встав за пульт Роттердамского филармонического оркестра – концерт проходил в рамках Года России-Голландии, а в последние дни осени гастролировал в Люксембурге, Бельгии и Франции с оркестром Мариинского театра.

Декабрь для Валерия Гергиева и его коллектива ознаменовался масштабной российской гастрольной программой: VI Музыкальный фестиваль «Мстиславу Ростроповичу» на сцене Самарского академического театра оперы и балета, концерт в Кемеровской филармонии, первое в истории коллектива выступление в Томске, концерты в Ханты-Мансийском концертно-театральном центре «Югра-Классик». На концерте в Ханты-Мансийске прозвучала грандиозная Девятая симфония Бетховена, в исполнении которой принял участие Сводный хор Югры. Двумя другими значительными событиями российской декабрьской программы стали выступление маэстро и его оркестра в Санкт-Петербургской филармонии на Зимнем фестивале «Площадь Искусств», посвященном двойному юбилею Юрия Темирканова, а также традиционный предновогодний концерт в Зале имени П. И. Чайковского Московской филармонии.

Гастроли по России включили в себя несколько благотворительных выступлений. В это же время в ряде региональных центров прошла образовательная программа Валерия Гергиева и Мариинского театра «Центры искусств Валерия Гергиева для юных дарований России», осуществляемая при поддержке Министерства культуры РФ.

В последний день уходящего года Валерий Гергиев и коллектив Мариинского театра откликнулись на трагедию, поразившую в предновогодние дни всех российских граждан, перечислив средства в фонд помощи пострадавшим от терактов в Волгограде.

Зарубежная гастрольная программа последнего месяца зимы была посвящена творчеству Игоря Стравинского: Валерий Гергиев дирижировал его музыкой в двух концертных сериях – в Национальном центре исполнительских искусств в Пекине (с оркестром Мариинского театра) и в баварской столице, где он выступил за пультом Мюнхенского филармонического оркестра.

В январе 2014 года Валерий Гергиев и Симфонический оркестр Мариинского театра выступали на традиционном фестивале в Эйлате «Классика на Красном море», который был посвящен 60-летию маэстро. Здесь музыканта ждал приятный подарок – выдающийся певец, давний друг Валерия Гергиева Пласидо Доминго, будучи в Эйлате за несколько дней до фестиваля, записал видеообращение, адресовав маэстро самые теплые слова и пожелания.

Первый месяц нового года ознаменовался для Валерия Гергиева еще одной серьезной художественной победой. 8 января на Новой сцене Мариинского театра выступил тысячный Детский хор России, созданный по программе Всероссийского хорового общества, председателем которого является Валерий Гергиев. Еще во время XII Московского Пасхального фестиваля, весной 2013 года, самое активное участие в региональной программе приняли детские хоры. Осенью во всех регионах страны прошли прослушивания в Детский хор России под руководством Валерия Гергиева, а январский концерт в Мариинке стал для коллектива премьерным. Но, пожалуй, самой ответственной миссией для юных певцов было выступление на церемонии закрытия Зимней Олимпиады в Сочи. Сам Валерий Гергиев – посол Сочинской Олимпиады – был удостоен чести нести олимпийский флаг во время церемонии открытия.

Среди зарубежных гастрольных событий февраля – недельный европейский тур маэстро и оркестра Мариинского театра, в рамках которого музыканты выступили в Испании, Андорре и Франции. Насыщенным гастрольным графиком отличился март: Милан – с Филармоническим оркестром Ла Скала, Пекин – на сцене Национального центра исполнительских искусств в течение четырех вечеров Мариинская опера показывала спектакль «Евгений Онегин» Чайковского. Через три дня маэстро был в Голландии, где дирижировал тремя концертами Роттердамского филармонического оркестра, а две следующих недели провел на европейских гастролях с Лондонским симфоническим оркестром. Во время этого тура, 12 апреля, Валерий Гергиев выступил в Новосибирске с Академическим симфоническим оркестром в рамках Транссибирского Арт Фестиваля памяти Арнольда Каца.

Художественные достижения Валерия Гергиева отмечены многочисленными званиями и наградами. Среди них – высокие правительственные награды России, Германии, Италии, Франции, Японии, Нидерландов, Польши. В 2012 году дирижеру было присвоено звание Почетного доктора МГУ. 1 мая 2013 года Валерий Гергиев был удостоен золотой медали и высшего звания РФ «Герой Труда Российской Федерации».

 

 

Денис Мацуев

 

Имя Дениса Мацуева неразрывно связано с традициями легендарной русской фортепианной школы, неизменным качеством концертных программ, новаторством творческих концепций и глубиной художественных интерпретаций.

Стремительное восхождение музыканта началось в 1998 году после победы на XI Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве. Сегодня Денис Мацуев – желанный гость самых престижных концертных залов мира, непременный участник крупнейших музыкальных фестивалей, постоянный партнер ведущих симфонических оркестров России, Европы, Северной Америки и стран Азии. Несмотря на то, что он исключительно востребован за рубежом, Денис Мацуев считает своим главным приоритетом развитие филармонического искусства в регионах России и значительную долю концертных программ представляет именно на родине.

Среди партнеров Дениса Мацуева по сцене – всемирно известные коллективы США (Нью-Йоркский филармонический оркестр, симфонические оркестры Чикаго, Филадельфии, Питтсбурга, Лос-Анджелеса, Цинциннати), Германии (Берлинский филармонический оркестр, оркестры Баварского радио, Западногерманского радио, Лейпцигский Гевандхауз-Оркестр), Франции (Национальный оркестр Франции, Оркестр Парижа, Филармонический оркестр Французского радио), Великобритании (оркестры Би-Би-Си, «Филармония», Лондонский симфонический и Лондонский филармонический оркестры), а также амстердамский Консертгебау, оркестр Мариинского театра, Симфонический оркестр Монреаля, Оркестр театра Ла Скала, Оркестр Национальный академии Санта-Чечилия, Венский симфонический, Израильский и Роттердамский филармонические, Филармонический оркестр Осло, Национальный оркестр Бельгии, Оркестр Романской Швейцарии, Люцернский симфонический, Будапештский фестивальный и Фестивальный оркестр Вербье, Оркестр фестиваля «Флорентийский музыкальный май», Камерный оркестр Европы.

В 2010 году Нью-Йоркский филармонический оркестр представил публике свой 15000-й концерт – рубеж, который не удавалось преодолеть до этого ни одному из когда-либо существовавших симфонических оркестров. Денис Мацуев был приглашен для участия в юбилейном концерте в качестве солиста. Дирижировал Валерий Гергиев. Это знаменательное событие проходило в Нью-Йоркском Эвери-Фишер-холл и получило высокие оценки профессиональной музыкальной критики.

Многие годы пианист сотрудничает с самыми известными российскими коллективами. Особое внимание Денис Мацуев уделяет работе с региональными оркестрами.

Тесные творческие контакты связывают Дениса Мацуева с выдающимися дирижерами современности, такими как Валерий Гергиев, Юрий Темирканов, Марис Янсонс, Лорин Маазель, Зубин Мета, Курт Мазур, Пааво Ярви, Антонио Паппано, Шарль Дютуа, Алан Гилберт, Владимир Федосеев, Юрий Башмет, Михаил Плетнев, Юрий Симонов, Владимир Спиваков, Леонард Слаткин, Иван Фишер, Семен Бычков, Джанандреа Нозеда, Мюнг-Вун Чунг, Юкка-Пекка Сарасте, Манфред Хонек и многими другими музыкантами.

В планах ближайших сезонов музыканта выступления в США с Чикагским симфоническим оркестром (дирижер – Джеймс Конлон) и Питтсбургским симфоническим оркестром (дирижер – Манфред Хонек), Европейский тур и гастроли с Лондонским симфоническим оркестром и оркестром Мариинского театра п/у Валерия Гергиева, с Оркестром фестиваля «Флорентийский музыкальный май» п/у Зубина Меты и с оркестром Парижа п/у Пааво Ярви. Д. Мацуев также выступит в Лионе с Национальным оркестром Лиона (дирижер – Леонард Слаткин). В новом сезоне пианист отправится вместе с Лондонским симфоническим оркестром под управлением Валерия Гергиева в тур по странам Азии, в частности, даст концерт в Сингапуре, а затем – несколько концертов в Австралии.

В рамках американского тура Денис Мацуев выступит с сольными концертами в Бостоне, Вашингтоне и Нью-Йорке (цикл «Keyboard Virtuosos» в Карнеги-холл). В Европе сольные выступления состоятся в Мадриде, Риме, Лондоне, Амстердаме, Берлине, Мюнхене, Франкфурте и Дюссельдорфе.

Музыкант регулярно принимает участие во всемирно известных фестивалях искусств, среди которых Эдинбургский фестиваль (Великобритания), «Фестшпильхаус» в Баден-Бадене, Фестиваль земли Шлезвиг-Гольштейн и фестиваль в Рейнгау (Германия), фестиваль в Вербье (Швейцария), «Равиниа» и фестиваль в Голливуд-боул (США), «Звезды Белых ночей» в Санкт-Петербурге (Россия), Люцернский фестиваль (Швейцария), Фестиваль Брукнера (Австрия), Фестиваль Балтийского моря (Швеция) и других.

С 1995 года Денис Мацуев – солист Московской филармонии. С 2004 года он представляет здесь свой ежегодный персональный абонемент «Солист Денис Мацуев». В рамках этого цикла вместе с пианистом выступают ведущие оркестры России и зарубежья. В программах абонемента последних сезонов приняли участие Симфонический оркестр Артуро Тосканини и Лорин Маазель, Симфонический оркестр Мариинского театра и Валерий Гергиев, Оркестр фестиваля «Флорентийский музыкальный май» и Зубин Мета, Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнева, Семена Бычкова, Джанандреа Нозеды, Пааво Ярви, а также Владимир Спиваков как солист и дирижер Национального филармонического оркестра России.

Начиная с 2004 года, Д. Мацуев с неизменным успехом проводит фестиваль «Звезды на Байкале» в родном Иркутске, с 2005 является художественным руководителем Музыкального фестиваля «Крещендо», программы которого с большим успехом проходили в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Калининграде, Пскове, Тель-Авиве, Париже и Нью-Йорке. В 2010 году, провозглашенном перекрестным Годом России-Франции, Денис Мацуев вошел в состав руководителей Фестиваля искусств города Анси. В 2012 году он стал художественным директором I Международного фестиваля классической музыки и конкурса молодых пианистов в Астане «Astana Piano Passion». В 2013 году в качестве артистического директора Денис Мацуев возглавил конкурс-фестиваль «Сбербанк Дебют» в Киеве.

Особая ответственность музыканта – работа с Межрегиональным благотворительным фондом «Новые имена», воспитанником, а в настоящее время Президентом которого он является. За свою более чем двадцатилетнюю историю фонд воспитал несколько поколений артистов, и под руководством Дениса Мацуева (а в прошлом также под руководством основателя фонда Иветты Вороновой) продолжает расширять свою просветительскую деятельность в области поддержки талантливых детей. В настоящее время более чем в 20 городах России ежегодно проходит Всероссийская программа «Новые имена – регионам России».

В 2004 году Денис Мацуев подписал контракт со звукозаписывающей компанией SONY BMG (сегодня SONY MUSIC). Первый же совместный проект – сольный альбом «Tribute to Horowitz» – получил премию «РЕКОРД-2005». В 2006 пианист вновь стал лауреатом премии «РЕКОРД» за сольный альбом с записью «Времен года» Чайковского и трех фрагментов из музыки балета «Петрушка» Стравинского. Летом 2006 состоялась запись альбома с Заслуженным коллективом России Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии под руководством Юрия Темирканова. Весной 2007, благодаря сотрудничеству Дениса Мацуева и Александра Рахманинова, увидел свет еще один сольный альбом – «Неизвестный Рахманинов», – ставший своего рода вехой в творчестве музыканта. Запись неизвестных ранее сочинений С. В. Рахманинова была сделана на рояле композитора на вилле «Сенар» в Люцерне. Триумфальное выступление пианиста с сольной программой в нью-йоркском Карнеги-холл в ноябре 2007 года предстало в новом качестве – в сентябре 2008 года компанией Sony Music (RCA Red Seal) был выпущен новый альбом музыканта «Denis Matsuev. Concert at Carnegie Hall».

В марте 2009 года Денис Мацуев, Валерий Гергиев и оркестр Мариинского театра осуществили запись сочинений Рахманинова на новом лейбле Mariinsky. В 2011, в год 200-летия со дня рождения Ференца Листа, лейбл RCA Red Seal выпустил альбом «Matsuev Liszt», записанный вместе с Российским национальным оркестром и Михаилом Плетневым.

В феврале 2012 года на лейбле «Мариинский» вышел новый диск Дениса Мацуева, где представлены три фортепианных концерта: № 1 и № 2 Шостаковича и № 5 Щедрина в исполнении пианиста и Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.

В апреле 2013 года прошла презентация диска Второго фортепианного концерта Рахманинова и «Рапсодии в стиле блюз» Гершвина, записанных с Нью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением его главного дирижера Алана Гилберта.

В сентябре 2013 года вышел еще один диск – «К. Шимановский. Третья и Четвертая симфонии», записанный совместно с Валерием Гергиевым и Лондонским симфоническим оркестром.

Денис Мацуев – Арт-директор фонда имени С. В. Рахманинова. В феврале 2006 года пианист вошел в состав Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации. Ему присуждены почетные звания: Заслуженный артист России (2006), Народный артист России (2011), он удостоен Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства (2010). Знаковым событием для пианиста стало вручение одной из наиболее престижных мировых музыкальных наград – Премии имени Д. Д. Шостаковича (2010). В декабре 2011 года Денис Мацуев стал Почетным профессором МГУ, в 2012 году возглавил Общественный совет при Министерстве культуры РФ.

 

Автор текста –  Алексей Пилюгин

 

Предварительная программа концерта:

Й.Брамс. Симфония №4 Исполняет Симфонический оркестр Мариинского театра, дирижер Валерий Гергиев

Н.Римский Корсаков. Сюита из оперы "Сказка о царе Салтане" Исполняет Симфонический оркестр Мариинского театра, дирижер Валерий Гергиев

А.Скрябин. "Промтей" ("Поэма огня") Исполняет Симфонический оркестр Мариинского театра, дирижер Валерий Гергиев, солист Денис Мацуев (фортепиано), Объединенный детский хор Якутии.