Вы здесь

Марафон для меломанов: "Camerata Yakutsk" представила новую программу.

Ансамбль Camerata Yakutsk представил слушателям Филармонии Якутии свою новую программу, с которой совсем скоро отправится в Москву, где 18 октября состоится концерт в Большом зале Московской консерватории. 10 октября на сцене ДШИ Camerata устроила настоящий музыкальный марафон из самой разной музыки, среди которой не было место повторам и самоповторам. 

Открыло программу уже хорошо знакомое публике сочинение Кирилла Герасимова «Из Якутских легенд», которое не раз звучало в исполнении камерных составов Филармонии.  Протяжные лирические мелодии одних тем, контрастирующие с напористыми и агрессивными ломаными ритмами других, или с монологическими эпизодами, где напряженное повествование передается от одного рассказчика из струнной группы к другому, гипнотически завладевают вниманием. Музыкантам Камераты шаманический язык этой музыки стал по-настоящему родным. 

Следом прозвучало другое сочинение Кирилла Герасимова — песня «Цветок мой, Сардаана» в исполнении меццо-сопрано Людмилы Кузьминой, аккомпанировала на фортепиано Марьям Черепанова. Совершенно иная музыка, светлая, лирическая, в которую вплетены якутские национальные мотивы, в интерпретации Людмилы Кузьминой прозвучала легко и прозрачно, ее теплый тембр придает спокойствия и умиротворенности звучанию песни.

Далее же был совершен гигантский скачок во времени и пространстве (хотя, кажется, на этом принципе построена вся программа) — прозвучал один из самых известных фрагментов из оперы европейского барокко — Ария Альмиры из «Ринальдо» Генделя. Очень сдержанно, мягко и с достоинством пела Людмила Кузьмина и чутко по стилю сочеталась с ансамблем инструменталистов, и здесь нужно сказать, насколько стильно прозвучал Гендель у Камераты, ведь они совсем не часто обращаются к музыке барокко: намеренно суховатый «пустой» звук, безапелляционно приковывает к себе, а «воздушные ямы», повисающие посреди фразы, заставляют дыхание замирать.  

 

За небольшими по протяженности номерами последовали продолжительные многочастные произведения. Первым среди них прозвучал забытый и редко исполняемый Нонет Йозефа Райнбергера. Музыку этого плодотворного композитора и очень известного педагога своего времени можно услышать, пожалуй, только в программах таких энтузиастов и открывателей редкой музыки, как Camerata Yakutsk. Конечно, куда чаще исполнители обращаются к музыке более обласканных вниманием (совершенно заслуженно) современников Райнбергера, таких как Брамс или Брукнер. Но обращение к Райнбергеру как минимум помогает воссоздать контекст, в котором работали наиболее признанные композиторы эпохи зрелого романтизма. Добротно исполненный музыкантами Камераты ми-бемоль мажорный Нонет и слушателям Филармонии помог получить представление о музыке, звучавшей в концертах второй половины XIX века. 

Для такого же состава прозвучало и заключительное сочинение в программе — Нонет №2 чешского композитора Богуслава Мартину. Его исполнение — это еще одно меломанское изыскание музыкантов Якутской Камераты. Это пестрое, сделавшее методом своего развития разработку чудаковатых народных мотивов, нетривиальных тембровых сочетаний и ритмовых перебоев, как-будто совершает экспресс-обзор европейских музыкальных течений и к финалу через импрессионизм, сквозные джазовые интонации и построения вполне в духе неоклассицизма, приходит буквально к минимализму с его зацикленными повторами. 

Между нонетами прозвучал уже исполнявшийся однажды Фортепианный квинтет английского композитора Ральфа Воан-Уаильямса. На этот раз, правда, за роялем дебютировала Марьям Черепанова. Вместе с ней в исполнение Квинтета пришла большая деликатность и осторожность, и поэтому Квинтет прозвучал несколько нежнее и сглаженнее, широкое и порывистое дыхание стало менее экспрессивным и более задумчивым. Особенно приятно замечать, как от исполнения к исполнению происходит переосмысление сочинения, и уже интересно, каким Квинтет вернется к нам после путешествия в Москву. Хотя, скорее всего, нескоро удастся снова его услышать, ведь Camerata все время занята поисками и подготовкой к исполнению новой неизвестной музыки.

Александра Дёшина

 

 

 

 

 

Русский