– Я – Козерог, а его отличают трудолюбие и упрямство. И оба эти качества помогли мне в жизни и профессии.
Она свободно владеет английским, изучила французский, разговаривает на арабском языке. Еще Ульяна Голикова считает, что ей посчастливилось побывать на другой планете под названием Сирия, она влюбилась в неё, пусть и не сразу, но навсегда. Полюбила древние улочки, по которым ходил апостол Павел, разноцветные запахи восточных пряностей и неповторимый аромат кофе, напиток, который арабы боготворят… Там все не так: и арабская вязь, что непросто прочесть, и цифры индийские, непохожие на арабские, которыми пользуемся мы. Начиналось все с обычного контракта. Предложение заинтересовало, тем более что был опыт работы в Хорватии, Турции. Ехала в Дамаск, имея лишь общие представления о стране. Несколько лет прошли сказочно, тем более что работы был непочатый край, да и нет уголка на Ближнем Востоке, где бы ни побывала с Сирийским национальным симфоническим оркестром. Даже удостоена специальной награды «За вклад в развитие культуры и искусства Сирийской Арабской республики». Отъезд из страны был спешным. Война. В аэропорт выезжали на бронированной посольской машине по дороге, простреливаемой гранатометами, в бронежилетах, с новорожденным сынишкой на руках …
– Тот, кто был в «горячих» точках, поймет мое эмоциональное состояние...
Когда после Сирии семье Ульяны и Михаила, тоже скрипача – солиста оркестра, предложили Якутию, представляли её по брендам: холод, алмазы... Сомнения закончились как только узнали, что дирижер оркестра филармонии – Фабио Мастранжело. Дирижер такого уровня – удача! Мороз, недостаток витаминов, съемная квартира отступили перед интересной творческой работой.
– Родители нам завидуют: с нами работают исполнители с мировыми именами. Редко даже крупные города этим могут похвастаться. А какие гастроли! Оркестр филармонии недавно вернулся из Санкт-Петербурга. Не каждому столичному музыканту удается сыграть в Мариинке. Мне довелось солировать в новом зале театра, исполняли большую программу. Когда зал шикарный, чувствуешь, как формируется звук, улетает в пространство и слышен его отзвук – настолько прекрасная акустика… От одного этого настроение отличное. Столько сил и уверенности прибавляется.
… Ульяну, солистку ансамблей филармонии Arco ARTico и Camerata Yakutsk, первую скрипку Симфонического оркестра филармонии, кажется, с пеленок готовили стать музыкантом. Мама – пианистка, папа – валторнист и дирижер. Четырехлетнюю дочку стали учить играть на фортепиано, но чуть позже, услышав скрипку, малышка заявила: «Хочу играть на ней!». Увидев, сколько энергии, труда требует инструмент, младшие братья категорично отказались заниматься музыкой. Хотя сегодня они великолепно в ней разбираются.
– В Якутске мы почувствовали: в нас заинтересованы, поддерживают, дают развиваться, вознаграждают за инициативы. Профессионально мне здесь удобно. А семья там, где работа.
– Ваш исполнительский опыт – это сотрудничество с дирижерами и солистами с мировыми именами. Среди них Эдмон Коломер, Даниель Баринбойм, Рикардо Мутти, Пласидо Доминго, Кьяра Банкини. Есть существенные отличия, когда аккомпанируете известным артистам?
– Музыкант с мировым именем играет произведение с бОльшими нюансами. Это усложняет, вносит определенные динамические, темповые тонкости. В этом и профессиональный интерес. А если у мастера вдохновение… Тут надо быть начеку, и первая скрипка должна превратиться в одно большое ухо и тонко чувствовать музыкальный ход, возможно, даже его предугадать. Реакция должна быть молниеносная.
– Мнение мужа Михаила важно?
– Стараюсь обязательно узнать его оценку, а родителям высылаю видеозаписи. Когда в семье два профессионала: сложно и легко. Всегда поймет нюансы, но и профессиональные споры возникают. Здесь надо вовремя остановиться или доказать так, чтобы муж принял твою сторону.
Работа в разных странах в какой-то степени поменяла мой менталитет. Я уже допускаю взгляды, которые раньше казались неприемлемыми. Разные культуры, люди, привычки. Этот багаж дает понять: не стоит никому ничего навязывать или учить чему-то. Надо искать точки соприкосновения, те понятия, с которыми точно согласишься.
– Что вас может расстроить?
– Непонимание. Когда вроде бы все очевидно. Все остальное проще. Знаю, что из любой ситуации найду выход.
– Как же ваш малыш? За кулисами?
– Ему два с половиной года, так что большую часть времени проводит с няней. Музыкой пока не занимается, но буквы учим. А вот старшая дочь – второкурсница Академии имени Шнитке в Москве. Она в хорошем месте и надежных руках.
– Кто-то из артистов сказал, что концерт заставляет тратить столько энергии, что после него очень хочется плотно поесть…
– Вначале выпить много воды, а потом обязательно поесть. Ведь ешь часа за два – три до выступления. А во время концерта столько эмоций, уходит столько сил...
– И при этом вы сохраняете великолепную фигуру.
– Это не моя заслуга, так уж распорядилась природа. Готовлю с удовольствием, но по настроению. Бывает, увидишь какой-то рецепт, загоришься… Многое использую из арабской кухни. В ней пряности сочетаются, а наша кухня считает такое невозможным. Это заинтересовывает.
– Ульяна, оправдались ли ваши юношеские мечтания?
– Отчасти. Повзрослев, понимаешь: солистов в оркестре много быть не может. Ими становятся те, кто имеет внутреннюю смелость, чтобы выйти и доказывать, что достоин быть первым. В этом есть доля авантюризма, смелости, иногда – бесшабашности. И надо уметь работать много и без перерыва.
Лия САХАУТДИНОВА
специально для еженедельной газеты "Она+"