13 октября на пятом музыкальном фестивале «Северное сияние» в Якутске выступил один из самых интересных и успешных камерных ансамблей современности, легендарный петербургский виолончельный квартет Rastrelli Cello Quartet.
Участники ансамбля съехались в нашу арктическую столицу из разных стран мира и городов России – Германии, Израиля, Петербурга, Москвы и были особенно рады тому, что впервые сами смогли убедиться насколько велика наша Родина: «Для нас этот приезд – большое открытие. Мы, конечно, много где побывали в нашей жизни, но в нашей стране так далеко нам бывать ещё не приходилось, и мы счастливы тому, что мы здесь» - поделился со слушателями руководитель коллектива, первая виолончель Кирилл Кравцов.
Разножанровая программа концерта включила блистательные интерпретации шедевров классики, знаменитых джазовых тем, произведения на народные мотивы, а также авторские сочинения солистов ансамбля. Открыли программу классические «Тарантелла» чешского виолончелиста, педагога и композитора Давида Поппера и «Лебедь» Камиля Сен-Санса, звучание которых с первых секунд настроило публику на особый лад камерного, тесного и доверительного «разговора». Пьеса, написанная солистом квартета Сергеем Драбкиным - «Паганиссимо», предстала своеобразной виолончельной шуткой на знаменитый Каприс № 24 Паганини, искромётно исполненной ансамблем, а красивейшая Andante Cantabile – вторая часть Квартета № 1 Петра Чайковского в переложении для виолончельного квартета обрела необыкновенную глубину и одухотворённость звучания. С особым теплом публикой было встречено исполнение ансамблем впервые в Якутии «Грузинской народной сюиты», которая была написана для струнного квартета на основе грузинских народных песен и мотивов грузинским и советским композитором, виолончелистом и педагогом, народным артистом СССР Сулханом Цинцадзе. Восточную тематику продолжило исполнение «Грустного рондо в турецком стиле» выдающегося американского джазового пианиста и композитора Дэйва Брубека, которым квартет завершил первое отделение концерта.
Журналисты ведущих мировых изданий говорят о квартете Растрелли, что они «могут звучать как симфонический оркестр, а через минуту играть джаз, танго или рэгтайм». Во втором отделении якутская публика убедилась в этом: в исполнении виолончелистов прозвучали такие известные джазовые стандарты, как «Регтайм 12 улицы» Джудая Боумана, «Звёздная Пыль» Хоаги Кармайкла, «Moanin’» Бобби Тиммонса, «Take Five» Пола Дезмонда; кроме того - «Самба одной ноты» Карлоса Жобима, «Забвение» Астора Пьяцоллы, «Синкопирующие часы» Лероя Андерсона, авторские сочинения солистов ансамбля Михаила Дегтярёва и Сергея Драбкина «Kолыбельная» и «Еврейская песня». На бис квартет сыграл свою интерпретацию советской песни 20-х годов Якова Ядова «Бублички» на джазовый манер, которая плавно перетекла в «It Don't Mean a Thing (If It Ain't Got That Swing)» Дюка Эллингтона.
«Я не делю музыку на жанры, для меня есть две музыки – хорошая и плохая. И тот лёгкий снобизм - вроде того что «я слушаю только такую музыку, а такую не слушаю» - уже в прошлом. Принцип простой – мы играем то, что нам нравится. Если ты не любишь музыку, которую ты играешь, то зачем её выносить на сцену? Мы недавно участвовали в фестивале в Финляндии, где нас попросили сыграть рок-программу – и мы играли Queen, Элвиса Пресли, Металлику» - рассказал после концерта Кирилл Кравцов.
Текст: Аина Ефимова
Фото: Ион Иванов