Вы здесь

Александр Князев (виолончель, Москва) и симфонический оркестр Филармонии Якутии

15 апреля, 2014 - 18:30
КЦ Сергеляхские огни ул. Белинского 58
Один из самых харизматичных музыкантов своего поколения Александр КНЯЗЕВ успешно выступает в двух амплуа: виолончелиста и органиста. Музыкант окончил Московскую консерваторию по классу виолончели (профессор А. Федорченко) и Нижегородскую консерваторию по классу органа (профессор Г. Козлова). 
А.Князев завоевал международное признание на Олимпе виолончельного искусства, став лауреатом престижных исполнительских конкурсов, в том числе имени П.И. Чайковского в Москве, «UNISA» в ЮАР, имени Г. Кассадо во Флоренции. 
 
В качестве солиста он выступал с ведущими оркестрами мира, среди которых Королевский филармонический и оркестр BBC (Лондон), оркестры Баварского радио и радио Бухареста, Пражской и Чешской филармоний, Национальный оркестр Франции и Оркестр де Пари, NHK Symphony, Гётеборгский, Люксембургский и Ирландский симфонические, Резидентский оркестр Гааги, Госоркестр им.Е.Ф. Светланова, БСО имени П.И. Чайковского,Wiener Symphoniker, Оркестр Верди (Милан),Tokyo Symphony, Оркестр Московской филармонии, РНО, Заслуженный коллектив (Санкт-Петербург), камерные оркестры «Виртуозы Москвы», «Солисты Москвы», Нидерландский камерный оркестр . 
 
Исполнитель сотрудничал с  именитыми музыкантами: К.Мазур, Е.Светланов, Ю.Темирканов, М.Ростропович, Н.Ярви, В.Федосеев, А.Ведерников, М.Плетнев, М.Горенштейн, Ж.Гийю, В.Третьяков, Ю.Башмет, В.Спиваков, В.Репин, С.Крылов, Д.Мацуев, А.Дюмэ, Б.Березовский, В.Афанасьев, М.Воскресенский, Н.Луганский, Е.Кисин, Е.Лионская, Э.Оганессиан, П.Мангова, К.Сканави, А.Баева и другими, регулярно выступал в составе трио с Б. Березовским. 
 
Концерты А.Князева с успехом проходят в Германии, Австрии, Великобритании, Ирландии, Италии, Испании, Португалии, Франции, Японии, Швеции, Финляндии, Дании, Нидерландах, Бельгии, Корее, ЮАР, Бразилии, Австралии, США и др. Музыкант выступал на самых знаменитых сценах мира, среди которых Амстердамский «Консертгебау» и Парижский зал «Плейель», Театр Елисейских Полей и Дворец изящных искусств в Брюсселе, Лондонские Wigmore Hall и Royal Festival Hall, Зальцбургский “Моцартеум”,”Music Verrain” и “Konzerthaus” в Вене, Зал “Рудольфино” в Праге,”Аудиториум” в Милане, ”Suntory Hall” в Токио,  и другие. 
 
Принимал участие во многих международных фестивалях, в том числе – «Декабрьские вечера», «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге,  в Кольмаре (Франция), “Радио Франс” в Монпелье, “Сан Дени” (Франция), Ла Рок д 'Антероне, фестиваль ”Сумасшедшие дни” в Нанте, Токио, Рио-де-Жанейро, Шлосс Эльмау, «Эльба - музыкальный остров Европы», фестивали в Швейцарии: Гшадт и Вербье, на Зальцбургском фестивале, ”Пражская Осень”,”Энеску” в Бухаресте, ”Черешневый лес” в Москве, Международный Фестиваль в Вильнюсе и Братиславе и многих других. 
 
В 1995 - 2004 гг. Александр Князев преподавал в Московской консерватории. Многие его ученики - лауреаты международных конкурсов. Сейчас музыкант регулярно проводит мастер-классы во Франции, Германии, Испании, Южной Корее, на Филиппинах. А. Князев был приглашен в состав жюри ІІ Международного юношеского конкурса им. П.И. Чайковского в Японии, ХІ и ХІІ Международных конкурсов им. П.И. Чайковского в Москве. В 1999 году А. Князев был назван «Музыкантом года» в России.
 
В 2005 году запись трио С.Рахманинова и Д.Шостаковича (Warner Classics) в исполнении Б.Березовского (фортепиано), Д.Махтина (скрипка) и А.Князева (виолончель), была награждена престижной немецкой премией Echo klassik.В 2006 году запись произведений П.И. Чайковского: Рококо, Романсы (версия для виолончели с оркестром), (Warner Classics) также принесла музыканту премию Echo Klassik. 2007 А.Князев был вновь удостоен этой награды  за CD c сонатами Шопена и Рахманинова (Warner Classics), записанными совместно с пианистом Николаем Луганским. Запись DVD-Трио Чайковского с Б.Березовским, Д.Махтиным была удостоена престижнейшего Золотого Диапазона во Франции. В сезоне 2008/2009 вышли в свет еще несколько альбомов с записями музыканта:  трио для кларнета, виолончели и фортепиано Моцарта и Брамса, записанные музыкантом совместно с Ю.Милкисом и В. Афанасьевым, виолончельный концерт Дворжака, запись которого А.Князев выпустил с БСО им. П.И. Чайковского п/у В. Федосеева. 
 
Недавно состоялся выпуск последнего диска из антологии виолончельных сочинений Регера- “Запись, сделанная А.Князевым заслонила все предыдущие записи виолончельных сонат и сюит М.Регера. Данный диск является примером одной из лучших интерпретаций музыки Регера вообще” - журнал Fanfare, USA. В 2011 году фирмой Brilliant Classics был переиздан диск из антологии записей Е.Ф.Светланова  “Шеломо”- Блоха, в исполнении А.Князева и великого маэстро (Госоркестр). Также Александр Князев осуществил запись сонаты С.Франка и транскрипции скрипичной “Элегической Поэмы” Э.Изаи, совместно с Болгарской пианисткой П.Манговой. Этот диск получил блестящую критику в Английском журнале ”Grammaphon”.  В ближайшее время А. Князев также запишет три сонаты И.С. Баха для виолончели и органа с Ж. Гийю. 
Как органист Александр Князев много и успешно выступает как в России, так и за рубежом, исполняя как сольные программы, так и произведения для органа с оркестром. 
 
В репертуаре “Князева-органиста” значительное место занимает музыка И.С.Баха, в том числе такие элитарные программы, как “18 Лейпцигских Хоралов”, 6 Трио-сонат,  “Искусство Фуги” (транск. Х.Вальха),”Гольдберг” Вариации (транск.Ж.Гийю), 6 сонат для скрипки и органа.”Искусство Фуги”было исполнено в Казальс-холл в Токио, на фестивале Радио-Франс в Монпелье, во многих городах Франции, Германии, Австрии и Голландии, а также в Москве и Санкт-Петербурге. Программа 6 Трио-сонат с огромным успехом прозвучала на фестивале Радио-Франс в Монпелье с трансляцией на многие страны Европы. 6 сонат для скрипки с органом А.Князев исполнял в Санкт-Петербурге и Москве с известной скрипачкой А.Баевой. В прошлом сезоне музыкант исполнил 18 Лейпцигских Хоралов в Домском Соборе в Риге и Доме Музыки в Москве. В этом сезоне эта программа будет исполнена в Концертном Зале Чайковского в Москве и в Большом Зале Филармонии Санкт-Петербурга. 
 
В этом году А.Князев записал 18 Лейпцигских Хоралов на органе Домского Собора в Риге, которые  будут изданы на Бельгийской фирме ”Fuga Libera”, а Французская “Mirare” выпустит диск, также записанный в Домском Соборе с произведениями И.С.Баха.
 
Огромное значение в жизни и творчестве А.Князева сыграло общение с великим Французским органистом Жаном Гийю, с которым музыкант сыграл много концертов, а также записал посвященную ему “Концертную фантазию” для виолончели и органа, написанную великим маэстро. По приглашению Ж.Гийю А.Князев неоднократно выступал как органист в церкви Saint Eustache в Париже. Ярким событием для музыканта явились исполнение Увертюры И.С.Баха с оркестром БСО под управлением В.И.Федосеева в Большом Зале Московской Консерватории, а также Концерта Гайдна с оркестрами-ЗКР Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской Филармонии и оркестром Виртуозы Москвы.   
 
Бах всегда находится в центре внимания исполнителя. «Я пытаюсь найти такое прочтение музыки Баха, которое в первую очередь должно быть очень живым. Мне кажется, что музыка Баха потому и гениальна, что она очень современна. Ни в коем случае нельзя устраивать из нее «музей», – говорит А.Князев. Его «бахиана» включает такие сложнейшие эксклюзивные проекты, как исполнение в один вечер всех виолончельных сюит композитора (Большой Зал Московской Консерватории,Большой Зал Петербургской Филармонии,Казальс –холл в Токио) и запись их на CD (дважды). В феврале 2011 года состоялся дебют в Suntory Hall с Tokyo Symphony Orchestra.В ноябре того же года в Suntory Hall(Tokyo) и в январе 2012 г.в Shamps-Elysees(Paris)  А.Князев принимал участие в юбилейных концертах  Евгения Кисина.
 
Александр Князев — заслуженный артист России, эксклюзивный артист Московской филармонии, которая представляет концерты исполнителя на территории России. 
 
«Князев – артист, обладающий невероятной музыкальностью, самобытным мышлением и феноменально совершенной техникой».
Николас Андерсон, BBC music
 
«Русский виолончелист Александр Князев, бесспорно, один из немногих, кто достиг высочайшего признания и принадлежит к числу выдающихся классических музыкантов нашего времени».
Кристофер Риз, The Western mail
 

Александр Князев: «К виолончели отношусь не как к девушке, а как к спутнице жизни»

Виолончелист Александр Князев сегодня входит в десятку самых востребованных классических музыкантов Европы. По статистике Московской филармонии, Князев один из немногих, кто способен собрать аншлаги. Отыграв в Концертном зале им. Чайковского произведения Шостаковича, он ещё дважды выходил на бис. А я, вместо того чтобы говорить с музыкантом о высоком, задаю дурацкий вопрос:

 

«АиФ»:  - Александр, а вы к виолончели, которую так нежно обнимаете, как относитесь - как к живому существу или как к рабочему инструменту?

 

А.К.: - Как к девушке я к виолончели всё-таки не отношусь. А как к спутнице жизни - наверное, да. Потому что столько вместе и пройдено, и сыграно. И в аварию мы с ней вместе попали, после чего мне пришлось восстанавливаться и виолончель лечить. Мне тогда очень помог Мстислав Ростропович - порекомендовал парижского мастера Ватло (он считается одним из лучших мастеров в мире). Но когда я пришёл за отремонтированным инструментом и попытался на нём заиграть, понял, что звук абсолютно потерян. Помню, я сидел в мастерской: настроение чудовищное, из глаз чуть ли не слёзы текут, пытаюсь что-то играть, но понимаю, что инструмент потерян навсегда. Ватло почувствовал моё состояние. Подошёл, положил мне руку на плечо и сказал: «После операции на сердце человек не может встать и побежать. Должно пройти время, пока он придёт в себя». И действительно, через 9 месяцев - срок, равный рождению новой жизни, - в одно утро виолончель вдруг зазвучала, как раньше.

 «АиФ»: - Ваш инструмент восстанавливал искусный мастер. А кто возвращал к жизни вас?

 

А.К.: - Та автомобильная авария в ЮАР была страшная - в ней погибла моя жена, пианистка Екатерина Воскресенская. Я сам пострадал мало и физически восстановился очень быстро, а морально… Я потерял интерес вообще ко всему, не только к музыке. Тот год прошёл как чёрная дыра. Случись такое сейчас, мне бы, наверное, уже не выбраться. Но мне тогда было 33 года… В один из дней я посмотрел на себя в зеркало - и испугался. До аварии я следил за собой, а тут увидел на лице результаты прожитого года - там ведь много всего было плохого, в том числе и алкоголя. Я понимал, что с каждым днём скатываюсь всё глубже. И сказал себе: выбирай - либо снова начать жить, либо махнуть на себя рукой.

 

Я выбрал первый вариант - попробовать ещё разок начать всё сначала. И выбрался. А помогла мне в этом музыка. Я тогда увлёкся Бахом. А его музыка действительно лечит. И через несколько лет я восстановился.

 

«АиФ»: - Вы стали самым молодым лауреатом Конкурса им. Чайковского. В 17 лет легче переносить свалившуюся на тебя славу?

 

А.К.: - Не могу сказать, что слава тогда так уж меня тяготила. Я хоть и стал лауреатом, но получил лишь третью премию. Из-за чего, честно говоря, расстроился, потому что рассчитывал на большее. Но возраст был юный, обида быстро прошла. Тем более что на том конкурсе у меня случился большой роман. К тому же меня стали приглашать с концертами, я получал за них вполне приличные деньги и был безумно счастлив. Правда, счастье это длилось недолго, потому что через два года после конкурса я очень тяжело заболел. Это было первое из череды испытаний болезнями.

 

Вы представляете, что это такое - в юности, на старте, выпасть из жизни на пять лет?! У меня было заболевание, связанное с мышцами. Абсолютный приговор! 9 из 10 невропатологов, к которым я обратился за помощью, были категоричны: какая сцена! Какая виолончель! Дай бог в инвалидном кресле всю жизнь не провести. И только один сказал: «Я тебя вылечу». Я до сих пор благодарен ему.

 

Пока я лечился, меня коллеги-музыканты со счетов списали, крест поставили и землю вокруг «могилки» утрамбовали. И передо мной встал выбор, что дальше делать в жизни: оставаться в музыке или пробовать что-то другое (я тогда очень сильно интересовался медициной)? Решил остаться в музыке. Восстановился. И очутился в вакууме - ни одного концерта! Единственный способ вновь заявить о себе - ещё раз выиграть Конкурс им. Чайковского. Что и произошло в 1990 году. Я тогда получил уже вторую премию. И это дало мне возможность двигаться дальше.

 

«АиФ»: - А за те пять лет вам как удалось не сломаться?

 

А.К.: - Я воспользовался моментом и выучился играть на органе. Так что теперь у меня две профессии - виолончелист и органист. Но мне всё-таки удалось победить Судьбу - вновь пошли и концерты, и зарубежные приглашения. Меня взяли в очень крупное французское агентство - в нём состоят Вадим Репин, Евгений Кисин, Борис Березовский. Уровень высочайший.

Классика - это не страшно!

«АиФ»: - Новый год вы с коллегами - Борисом Березовским и Сергеем Крыловым - откроете мощнейшим концертом. Но многие потенциальные слушатели пугаются: «Классическую музыку так тяжело слушать!»

 

А.К.: - Чтобы в зрелом возрасте не бояться того же Шостаковича, надо начинать пораньше слушать его. На мой взгляд, имело бы смысл ввести в школах какой-нибудь минимальный курс классики. Сейчас во многих школах преподаются азы религиозной культуры. И это правильно. Так же нужно поступить и с классической музыкой - хотя бы рассказать ребёнку о том, что это явление существует, что эту музыку не надо бояться. Пусть большинство услышанное и не тронет. Но ведь будут и те, кого эта музыка зацепит!

 

«АиФ»: - Кисин, Мацуев, Репин, Князев. Список исполнителей - пианистов, скрипачей, виолончелистов - можно продолжать. За счёт чего в стране, где классическая музыка, мягко говоря, в загоне, рождаются такие бриллианты?

 

А.К.: - Россия - страна с непонятной, дикой, безумной судьбой. И я не всегда в восторге от того, что в моей стране происходит. Но вы взгляните на тот же ХIХ век - какой расцвет произошёл и в литературе, и в музыке, и в живописи! Пушкин, Лермонтов, Толстой, Чехов, Достоевский, Чайковский, Мусоргский, Рахманинов... В ХХ веке - ещё одна плеяда талантов. А в Швеции, которая не воевала, по-моему, последние несколько веков, кроме гениального режиссёра Бергмана и писателя Стриндберга и вспомнить больше некого. А ведь это одна из самых благополучных стран, где уже в 60-е годы был построен социализм с человеческим лицом. Так что, может быть, именно благодаря нашей тяжелейшей истории, лишениям, преградам, которые необходимо было преодолевать, эти бриллианты появлялись. В России удивительным образом сочетается несочетаемое. А когда плюс с минусом находятся в такой близи, между ними неизбежно проскакивает искра. И этот разряд в России всё время выходил в творчество. Несмотря на то что бизнес сегодня вышел на первый план, верю, что творческое начало в стране не заглохнет никогда.

 

Досье

Александр Князев родился в 1961 г. Окончил Московскую консерваторию по классу виолончели, позже - Нижегородскую консерваторию по классу органа. Победитель престижнейших международных конкурсов.

 

Статья из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 52 29/12/2010

Юлия Шигарева.