Вы здесь

Искусство ансамбля

12+
22 февраля, 2017 - 18:30
Детская школа искусств №1 ул. Ярославского 27

Приглашаем на 5-й концерт абонемента "Искусство ансамбля", который состоится 22 февраля в 18:30 в концертном зале Детской школы искусств №1. 

В программе концерта: Артюр Онеггер - Соната для альта и фортепиано. Исполняют Андрей Дедюкин (альт) и Алексей Слепцов (фортепиано).

Сергей Прокофьев - Струнный квартет №2 F-dur ор.92 (на Кабардинские темы). Исполняют Любовь Тимофеева (1- скрипка), Валерия Мельбетова (2-я скрипка), Андрей Дедюкин (альт), Андрей Охлопков (виолончель).

Артюр Онеггер — один из крупнейших композиторов XX века.  Он родился 10 марта 1892 года в портовом городе Гавре, в семье швейцарского коммерсанта, занимавшегося кофе, уже давно обосновавшегося во Франции. Сам композитор в шутку называл себя человеком «с двойным паспортом» — Франции и Швейцарии, хотя гражданином своей исторической родины он никогда не был.

В его музыке нашли отражение все трагедии XX века, все то, с чем пришлось столкнуться миллионам людей. Подобно симфониям Шостаковича, романам Хемингуэя, Маркеса или полотнам Пикассо, его музыка проникнута тревогой за судьбы человечества, будущее культуры. В его произведениях органически слиты напряженнейшая эмоциональность и трезвая критическая мысль, а трагизм миросозерцания приводит к сгущенному драматизму, острой экспрессии.

Онеггер оставил такие замечательные образцы оперно-драматического искусства, как опера «Антигона», оратория «Крики мира», драматическая оратория «Жанна д’Арк на костре». Он стремился к воплощению общечеловеческих идеалов, к утверждению высоких этических ценностей. Это относится и к его симфоническому творчеству. В наследии композитора — пять симфоний, отличающихся богатством жизненных образов, яркими контрастами, высоким этическим пафосом.
Ряд сочинений Онеггера открывают его глубокую религиозность (композитор был протестантом) — оратории «Царь Давид» и «Жанна д’Арк на костре», Третья «Литургическая» симфония.

Идеалом для него служит Стравинский, которого Онеггер считает «спасительным примером, которому мы все должны подражать». «Стравинский непрестанно борется за уточнение музыкальных идей, за их осуществление, в котором он требует совершенства… Иными словами, "Гений есть терпеливый и длительный труд“. И гений Стравинского есть нескончаемый труд», — писал композитор в статье «Стравинский — музыкант-профессионал».
Онеггер известен и как литератор — им написано три публицистические книги, критические статьи. Он автор нескольких эссе о композиторах (в частности, о И. Стравинском), автобиографической книги «Я — композитор». В этих работах он предстает как талантливый критик и оригинальный мыслитель.

 

Кабардинский   квартет

Во время эвакуации, временно покидая Москву, Сергей Прокофьев увозил с собою эскизы Седьмой и Восьмой сонат, два акта «Золушки», партитуру «Дуэньи», почти готовое либ­ретто «Войны и мира». «Будем надеяться, что возвращение в Москву не за далекими горами»,— писал Сергей Сергеевич друзьям.

Три месяца в Нальчике были заполнены непрерывным трудом. В этом тихом городе многое благоприятствовало успешному творчеству. В то беспокойное лето Прокофьев сочинял симфоническую сюиту «1941 год», первые картины «Войны и мира», Второй струнный квартет.

Если говорить о прямом воздействии музыки Северного Кавказа на творчество Прокофьева, следует особо остановиться на поразительном по свежести Втором струнном квартете F-dur. Это — наиболее значительный творческий результат его четырехмесячного пребывания в Нальчике. Можно поражаться редкостной чуткости композитора, сумевшего за столь короткий срок проникнуть в сущность малоисследованной музыки горцев. Свою задачу он определил как «соединение нового и нетронутого восточного фольклора с самой классичной из классических форм».

Почти все темы квартета заимствованы из песен и инструментальных наигрышей Кабарды: для первой части автор отобрал танец «Удж стариков» и песню «Сосруко», для второй части— «Удж хацаца» и популярную лезгинку «Исламей», для финала — песню-танец «Гетигежев Огурби». 2 ноября квартет был начат и месяц спустя, 3 декабря, закончен в клавире.

Компози­тор всемерно акцентирует в музыке квартета черты стихийной мощи и нетронутой архаики: вспоминается поэзия Кавказа, запечатленная в стихах Лермонтова.

 

от 300 руб.
Мероприятие в СПБ: 
40