7 июля в ГАРДТ им. А. С. Пушкина в рамках III Международного фестиваля "Встречи Шедеров ЮНЕСКО на Земле Олонхо" и Культурной программы VI Международных спортивных игр «Дети Азии» Филармония Якутии представит концерт заслуженного артиста Азербайджанской Республики, лауреата международных конкурсов Сахиба Пашазаде «Магия древнего тара» в сопровождении симфонического оркестра Symphonica ARTica под руководством Натальи Базалевой.
Тар — струнный щипковый музыкальный инструмент, распространённый в Азербайджане, Дагестане, Иране и странах Ближнего Востока, Турции. Слово «тар» в переводе с персидского языка означает «струна», «нить».
Тар — исключительно виртуозный инструмент. Используется как сольный, так и в ансамблях. Наигрыши на таре, как правило, представляют собой мелодию, исполняемую обычно на двух струнах в унисон (иногда на одной; тогда вторая становится резонирующей) и опирающуюся на эпизодически включаемые аккорды. Нижний регистр тара — густой, насыщенный, бархатистого тембра, верхний — звонкого, серебристого.
В азербайджанской музыке тар применялся, главным образом, в качестве ведущего инструмента в составе так называемого мугамного трио ханенде (певца), включающего также кяманчу и гавал. Нужно отметить, что тар, как в составе мугамного трио, так и в сольном качестве, до настоящего времени продолжает играть исключительную роль в мугамном искусстве, традиционном и популярном в Азербайджане.
Новый расцвет исполнительства на таре начинается в XX веке. Так, например, тар занял ведущее место в первом нотном оркестре народных музыкальных инструментов, созданном в 1931 году по инициативеУзеира Гаджибекова. Школа нотного исполнительства на национальных инструментах, основанная Узеиром Гаджибековым, еще более расширила технические и художественные возможности тара.
Тар — один из немногих национальных музыкальных инструментов, для которых специально создаются музыкальные произведения. В начале XX века в азербайджанской музыке получил распространение новый жанр «мугамной оперы», создателем которого был Узеир Гаджибеков. Во всех мугамных операх вокальные партии шли в сопровождении тара.
Азербайджанские композиторы также создали ряд крупных произведений, в том числе, концертов для тара с оркестром.