17 мая, накануне Дня славянской письменности и культуры, состоится концерт "Майский сувенир" государственного симфонического оркестра "Symphonica ARTica" под управлением Рашида Скуратова.
В программе прозвучат произведения русских композиторов:
Модеста Мусоргского "Картинки с выставки" и Василия Калинникова - Симфония №1.
Незабываемые по красоте образы русской природы, русской жизни создал Василий Сергеевич Калинников. Он прожил всего 35 лет, но оставил глубокий след в русской музыке, прежде всего, как симфонист. В 1895 году он создаёт Первую симфонию – замечательный образец русского симфонизма. В симфонии четыре части. Эту музыку справедливо называют лирическим пейзажем.
"Картинки с выставки" М. Мусоргского - один из лучших шедевров в русской фортепианной музыке (1874). По форме это сюита, состоящая из десяти пьес, каждая из которых отражает содержание одной из картин художника Виктора Александровича Гартмана, друга, внезапная смерть которого потрясла композитора.
Известность произведению пришла благодаря оркестровой обработке французского композитора Мориса Равеля, запись этой обработки вышла спустя полвека после смерти Мусоргского.
Василий Сергеевич Калинников
Родился в 1866 году в селе Воины Орловской губернии. Он был сыном мелкого чиновника (станового пристава) Сергея Федоровича Калинникова. Бедную, но очень общительную и дружную семью Калинниковых характеризовало упорное стремление к образованию, к высокой культуре и, особенно, к музыкальному искусству.
С 1878 года Василий Калинников жил в Орле, учился в Орловской духовной семинарии, где получил начальное музыкальное образование и руководил хором. В 1884 поступил в Московскую консерваторию, но позже перешел в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, которое окончил в 1892 по классам фагота и теории музыки
Василий Сергеевич посещал в Московском университете лекции В.О. Ключевского по русской истории, играл в оркестре, преподавал пение в начальных городских училищах, выступал в качестве дирижера. С 1893 года в следствие прогрессирующей болезни (туберкулез) жил преимущественно в Крыму и умер в Ялте 11 января 1901 года.
Первые сочинения Калинникова - симфоническая картина «Нимфы», 1889; увертюра к кантате «Иоанн Дамаскин», 1890; «Серенада» для струнного оркестра, 1891 - были исполнены ещё в его студенческие годы.
В 1888 изданы 3 романса: «На старом кургане» (сл. И. С. Никитина), «Когда жизнь гнетут страданья и муки» (сл. Поливанова), «На чудное плечико милой» (сл. Г. Гейне).
Широкую известность принесла автору его Первая симфония (1895), исполнявшаяся с большим успехом в России и за рубежом.
Несмотря на болезнь, наиболее интенсивной была творческая деятельность композитора во 2-й половине 1890-х гг. В этот период созданы 2-я симфония (1897), 2 интермеццо для оркестра, симфоническая картина «Кедр и пальма» (по стихотворению Гейне, 1898), музыка к трагедии «Царь Борис» А. К. Толстого (1899, Малый театр, Москва).
По заказу С. И. Мамонтова Калинников инструментовал одну из сцен оперы «Хованщина» Мусоргского (в связи с её постановкой в Московской частной опере, 1897). В 1899-1900 композитор работал над оперой «В 1812 году» (не окончена).
Основная часть творческого наследия — симфонические произведения (к их числу относится и музыка к «Царю Борису», состоящая из увертюры, 4 оркестровых антрактов и 2 фанфар).
В его творчестве проявилась характерная для конца XIX в. тенденция к синтезу важнейших направлений русского симфонизма предшествующего периода.
Калинников — талантливый продолжатель традиций П.И. Чайковского и композиторов «Могучей кучки». По складу дарования он был преимущественно лириком, хотя большое место в его произведениях занимают эпические, жанрово-бытовые и пейзажные образы. Процесс лиризации симфонического жанра особенно ярко отразился в Первой симфонии, самом цельном и законченном его сочинении. Это произведение отличается песенной широтой и выразительностью тем, поэтической мягкостью колорита. Непрерывность мелодического потока является основой симфонического развития, для которого характерны плавная неторопливость, отсутствие острых контрастов. Вторая симфония задумана в эпическом плане. Но она уступает Первой по богатству и свежести мелодического материала, к тому же композитор не достиг в ней подлинной монументальности. Лирическая трактовка сюжета присуща и симфонической картине «Кедр и пальма», программность которой носит обобщённый характер, что определило и сравнительно скромную роль колористически-изобразительных моментов в музыке.