1 октября, традиционно в Международный день музыки, Филармония Якутии открывает VII Международный арктический музыкальный фестиваль "Северное сияние".
На сцене -- самый большой творческий коллектив филармонии - Государственный симфонический оркестр "Symphonica ARTica" под управлением заслуженного деятеля Республики Татарстан Рашида Скуратова.
В программе концерта прозвучат:
П. Чайковский «Франческа да Римини».
В 1876 г. Петр Ильич Чайковский был озабочен поисками сюжета для новой оперы. среди множества вариантов, привлекших его внимание, было либретто под названием "Франческа", написанное К. Званцовым. Оперу на этот текст композитор так и не создал, но история героини, погибшей за любовь, глубоко тронула его сердце, и он взять ее за основу симфонической поэмы, которую впоследствии ценил выше всех прочих своих произведений в области программного симфонизма.
Франческа да Римири - реально существовавшая знатная итальянка эпохи Возрождения, чья трагическая история была хорошо известна ее современникам. По воле отца, желавшего заключить союз с Джанчотто Млатеста - правителем Римини, ей пришлось стать женой этого немолодого жестокого человека. Франческа полюбила Паоло - молодого и красивого младшего брата своего супруга, и тот ответил ей взаимностью. Застав их однажды за любовными утехами, Джанчотто в порыве ревности убил обоих. Первой -- и самой знаменитой - литературной обработкой этого сюжета стала пятая песнь "Ада", первой части "Божественной комедии" Данте Алигьери: герой встречает Франческу и Паоло во втором круге Ада, где карается грех сладострастия. Несчастные страдают, вспоминая былое счастье, и утешают себя тем, что Джанчотто ожидают гораздо более тяжкие муки в девятом круге, где казнятся братоубийцы.
Э. Элгар «Энигма»
«Вариации на Оригинальную Тему для оркестра (Энигма)», Op. 36, обычно называемые «Вариации "Энигма"», - это музыкальное произведение из темы и 14 её вариаций для оркестра, написанных Эдуардом Элгаром в 1898-1899. Это наиболее известное сочинение Элгара, как из-за самой музыки, так и из-за скрытой в ней загадки. Элгар посвятил его "своим друзьям, изображённым в нём", каждая вариация представляет одного из круга его близких знакомых.
Среди людей, описанных в варициях, его жена Эллис, Август Йегер и сам Элгар. Загадкой являются не личности изображённых персон, т.к. они известны, а, скорее, скрытая тема, которая, по словам Элгара, "не играла" в композиции. Эта скрытая тема была предметом многих догадок, многие музыканты предлагали теории, что за мелодия это может быть, хотя Элгар не говорил, что это мелодия. Загадка может быть чем-то ещё, символом или литературной темой. Элгар не принял ни одну из отгадок, которые были выдвинуты при его жизни, и, довольный своей маленькой шуткой, унёс эту тайну с собой в могилу.
Ф. Шуберт, симфония №5
Симфония №5, созданная Францем Шубертом осенью 1816 г., стала последней из его симфоний, применительно к которым можно говорить если не о подражании венскому классицизму, то о значительном его влиянии. В особенности явственно здесь сходство с творениями Вольфганга Амадея Моцарта - та же исключительная соразмерность формы, ясность изящных мелодий. Если Четвертую симфонию композитор с полным на то основанием назвал "Трагической", то в этом произведении господствуют светлые образы.
Пятую симфонию Франц Шуберт создавал для того же любительного оркестра, что и Четвертую. Можно предположить, что осенью 1816 года в нем по каким-то причинам не было трубачей, кларнетистов и исполнителям на литаврах - этих инструментов в партитуре симфонии нет (а может быть, отказ от них был связян с композиторским замыслом - установить это уже невозможно).